вторник, 8 марта 2011 г.

Эвелин Несбит - первая американская супермодель.


Чарльз Дана Гибсон. "Вечный вопрос". 1905 год.

Сколько моделей позировало Чарльзу Гибсону (1867-1944) на протяжении того времени, когда он создавала знаменитых "Девушек Гибсона" (Gibson Sex) определить практически невозможно. Известно, что наибольшее влияние на создание этого сенсационного образа оказали три женщины. Во первых его любимая жена , Ирэн Ленгхорн. Во вторых, ее необычная сестра, миледи Нэнси Астор, ставшая первой женщиной-парламентарием в Англии и единственный человек, напрямую спросившая Сталина почему в СССР убивают мирных граждан. А вот третьей была вероятно самая необычная женщина Америки первого десятилетия двадцатого века, Эвелин Несбит.

Только один рисунок Гибсона, "Вечный вопрос", нарисован непосредственно с Несбит, остальные скорее инспирированы ею, но и является едва ли не самым известным изо всей многолетней серии. Так кто же она такая ?

У каждого поколения есть своя женщина-легенда, женщина-загадка, проходят годы, когда одно поколение сменяет другое, флер загадочности , легендарности только сгущается, места на исторической прямой между наблюдателем и героиней занимают другие фигуры и вот, спустя поколение другое нет уже флера, а есть плотный театральный занавес, за которым осталась жизнь героини, ее страсти, любовь...

Однако никто не мешает занавес отодвинуть и мы увидим удивительную историю не менее удивительной женщины. Историю, как ни странно, не с самым плохим концом.

Ретроспективно можно сказать, что Эвелин Несбит была первым полноценным секс-символом двадцатого века. И не будучи особо одаренным или талантливым человеком, сумела приковать к себе внимание Америки на несколько десятилетий, практически до времен таких символов эпохи как звезды немого кино Грета Гарбо и Мери Пикфорд. Кроме того - Эвелин стала едва ли не первой женщиной из бедных слоев общества Америки , вызвавшей не просто интерес окружающих, но и подлинное восхищение собой как женщиной.

Но прежде чем перейти к истории этой фантастической женщины - запустите клип с одним из хитов 1901 года - года славы Эвелин. Пока дочитаете до описания событий года ее личной трагедии, песня кончится, а там уж будет ждать клип с хитом 1909 года.


Итак !

Флоренс Эвелин Несбит родилась 25 декабря 1884 года в поселке Тарент, недалеко от Питтсбурга. Её отец , адвокат, вскорости умер и оставил жену, Эвелин и младшего брата не просто без средств к существованию, но и с серьезными долгами. Семья перебралась в Филадельфию и долгое время жила на грани нищеты. Однако на Эвелин , когда она была еще подростком обратили внимание местные художники и она стала зарабатывать на жизнь позируя. Надо вспомнить, что в то время ни о какой педофилии в США никто и слыхом не слыхивал, ну замуж моложе 21 года как то не приветствовалось выходить, а остальное пожалуйста.  Невинная красота Эвелин вызывала неподдельный восторг художников и фотографов и через некоторое время, когда Эвелин исполнилось 16 ее мать решила покорить ею Нью-Йорк. Были получены рекомендательные письма и семья отправилась на Манхэттен. Встретили Эвелин в Нью-Йорке хорошо, кроме впечатляющих внешних данных девушки, у нее обнаружился какой никакой театральный талант и она устроилась хористской (то есть танцовщицей кардебалета) в один из бродвейских театров. Довольно быстро она стала самой востребованной натурщицей в Нью-Йорке. Кроме того , она преуспела в роли фотомодели для модных журналов - тогда этот жанр только что возник и оказался крайне востребованным. За позирование для иллюстраций Эвелин получала 10 долларов в день (на наши деньги свыше 200) и могла содержать всю свою семью.

Из ее портретов того периода наиболее известный кисти Джеймса Кэролла Беквита (1852-1917), выдающегося американского пейзажиста и портретиста, рисовавшего всех известных персонажей той эпохи. Вероятно это единственный портре Несбит, сделанный в стиле ню.
На картине видно обычную девчонку, которая еще не ощущает себя женщиной, а просто делает то что ее просят. Кстати, у Беквита есть и более скромный портрет Несбит.



 В последствии , на фотографиях он будет по крайней мере стараться выглядеть в стиле femme fatale, но пока она еще всего лишь шестнадцатилетняя девчонка


Кроме работы фотомодели , она также выступала в составе вокального секстета "Флорадора"



Социальных лифтов для молодых бедных девушек в то время еще не было. Или выгодный брак или статус содержанки. "Сестру Керри" все читали. Поэтому неудевительно, что когда к Эвелин стал проявлять интерес известный нью-йоркский архитектор Стэнфорд Уайт, ее мать с удовольствием восприняла это, несмотря на то, что Уайт был на 30 с лишним лет старше Эвелин, у него была жена и он пользовался известностью как любитель совсем молоденьких девушек. 


Уже в первое посещение его квартиры, "Стэнни" показал ей главную достопримечательность своего "любовного гнездышка", комнату отделанную красным бархатом, в центре которой были подвешены качели также драпированные красным бархатом, а на стенах висели зеркала. Как выяснилось, его возбуждало когда его подружки раздевались до неглиже и качались на этих качелях (вообщем когда они раскачивались, у них задирались юбки и можно было любоваться ножками - где то так).. Тем же самым предстояло заняться в ближайшие дни и Эвелин. 


Дом на 24й улице Манхэттена, где по некоторым данным и находилась та самая комната. 

Мать была не против даже когда Уайт приглашал Эвелин переночевать у себя. В один из вечеров, он предложил Эвелин примерить недавно купленное кимоно под цвет красной комнаты и обмыть покупку. Через некоторое время Эвелин потеряла сознание, а на утро проснулась обнаженная в одной постели с архитектором. В то время не было принято обсуждать личную жизнь и единственно, что она впоследствии сказала о последствиях того вечера - "Я вошла в ту комнату девственницей". 

Вскорости, Уайт предложил известному нью-йоркскому фотографу Рудольфу Айкемайеру сделать фотосет своей любовницы. Несбит позировала в том самом кимоно.



<


В дальнейшем популярность ее как фотомодели только росла. В то время наиболее известными стали ее фотографии, сделанные Гертрудой Касебье в 1903 году.



 и Отто Сарони в 1905


Тогда же, в 1905, Чарльз Гибсон нарисовал свой знаменитый "Вечный вопрос".
Примерно в те же годы был сделан и едва ли не единственный эротический снимок Эвелин. Эту фотографию откопала Паула Урубуру, автор биографии Несбит - "Американская Ева" , в этой книге содержится множество материалов, ранее никогда не публиковавшихся.


Отношения с Уайтом отнюдь не несли какого то отсвета доминирования старого развратника над юной неопытной девочкой. Не задолго до смерти Эвелин призналась что "Стенни" был любовью всей ее жизни, однако у этих отношений не было будущего - ей было скучно с мужчиной намного старше себя, она не чувствовала как то особенно материально зависимой, да и самого его снова тянуло на очередную невинную дуреху. А тут еще в жизнь Несбит вошел Джон Берримор - молодой человек из семьи театральных актеров, работавший иллюстратором. Как то после спектакля он послал ей в уборную букет цветов. Ему было 19, ей 17. Им было интересно друг с другом, через некоторое время Эвелин начала оставаться у него дома на ночь. Уайт и мать Эвелин были в ярости. Он не был достаточно богат, чтобы представлять интерес для Несбит-старшей и когда он предложил ей выйти за него замуж, Эвелин по настоянию матери отказалась. 

Джон Берримор в 1901 году и через 20 лет после указанных событий. 

Вскорости Эвелин и Уайт все таки расстались. Он нашел себе таки новую девочку, а она встречалась сначала с молодым издателем Робертом Колльером, а затем с игроком в поло Джеймсом Уотербюри. В 1904 в ее жизнь вошел Гарри Кендолл Зоу - сын крупного железнодорожного и угольного магната. Он был явно не в себе, постоянно угрожал Эвелин пистолетом и распрашивал о подбробностях ее отношений с Уайтом. Но это была действительно выгодная партия и под нажимом матери 4 апреля 1905 года Эвелин вышла замуж. 


Сразу выяснилось, что муженек с червоточиной, он пил, нюхал кокаин и торчал от садо-мазо. Причем в роли жертвы он предпочитал собственную жену. Ходили слухи, что он даже резал ее ножом, а не только стегал плеткой. Когда ему не хватало жены, он искал другие жертвы. Однажды он заманил в дом мальчика и отпорол его. Другим хобби Гарри была распаленная ревность к Уайту. Впоследствии репортеры напишут будто Уайт якобы преследовал Эвелин, но с точки зрения формальной логики это глупость. К двадцати годам Эвелин очень сильно изменилась - она вытянулась, лицо стало более плоским, короче говоря - она уже не соответствовала тому типу девушек-девочек, который возбуждал Уайта. Тем более он сам давно ее бросил. С другой стороны, Уайт был уже немолодым человеком и понимал как девушки относятся к своим первым мужчинам. Возможно , он действительно оказывал ей знаки внимания при встречах.


Все эти переглядки кончились 25 июня 1906 года, когда семья Кендоллов дважды за вечер встретилась с Уайтом. Вторая и последняя встреча произошла на крыше Мэдисон Сквер Гарден, где в то время давали пьесу американского автора Эдгара Вульфа "Мадемуазель Шампань". Во время исполнения темы мюзикла - "У меня могло бы быть миллион девочек" Стенни якобы повернулся к Эвелин и улыбнулся, в этот момент Гарри встал, подошел к нему и трижды выстрелил Уайту в лицо, произнеся - "Ты никогда больше не посмотришь на эту женщину". По другой версии - "Ты испортил мне жену", по третьей - "Ты испортил мне жизнь", по четвертой - Уайт не смотрел на Эвелин, а Кендолл просто подошел и застрелил его. 

Газеты назвали убийство Уайта "Убийством Века". 23 января 1907 года начался суд. Сначала присяжные не смогли прийти к общему мнению о виновности Кендолла, Эвелин пыталась доказать , что ее муж действовал в припадке помешательства и никаких особых поводов Уайт не давал, а вот затем едва ли не впервые в судейской истории Америки был использован черный пиар. 
Мать Гарри во время процесса. Говорят, глядя на ее лицо без вуали, люди понимали в кого Гарри стал садистом. 

Мать Гарри предложила Эвелин миллион долларов и развод без процесса, если та заявит, что Уайт ее изнасиловал в 1901, а в Кендолл узнав об этом лишь отомстил Уайту за поруганную честь жены. Денег семьи хватило, чтобы устроить в прессе  шумную компанию по очернению покойного Уайта и отбеливанию Кендолла. Кроме того, масса нанятых мамашей Зоу алиенистов доказывали факт временного помешательства Гарри. Уайт не был агнецом божьим, но и преступником он тоже не был. То что он якобы склофелинил Эвелин , известно только из ее показаний на суде и автобиографии "Моя жизнь", изданной в 1914 году. 
Зато от Кендолла за его художества в то время уже отвернулись друзья.Эвелин таки рассказала историю про то как Уайт ее изнасиловал и как по этому поводу переживал ее муж и получила развод, но ни цента денег.  Кстати - уже вечером того дня, все нью-йоркские модницы срочно побежали заказывать костюмы как у Эвелин.

Так как песня из 1901 года кончилась, ставлю следующую пластинку, теперь из 1909 года

и продолжаю рассказ.

На суде схлестнулись адвокат Зоу Дельфин Дельмас и прокурор Уильям Треверс Джером. Первый рассказал историю о том как бедная девушка из провинции попала в "белое рабство" богатого развратного джентльмена, который лишает ее невинности и она мучается от стыда, а Гарри всего лишь реализовал свое право на "неписанный закон", требующий отомстить за поруганную честь своей любимой. Джером же атаковал по двум направлениям. Во первых он высказал сомнения , что Уайт вообще ее насиловал, хотя бы потому что она не перестала с ним встречаться после того случая и таким образом, пытался выставить ее развратной похотливой женщиной. С другой стороны - он атаковал защиту Зоу рассказав совершенно замечательную историю про то как за несколько месяцев до свадьбы Эвелин пришла к адвокату Уайта с просьбой защитить ее от домогательств Зоу.

В итоге Гарри Зоу признали больным, отправив в специнтернат Маттеван в городке Бекан, штат Нью-Йорк. Это произошло в 1909 году. 
Гарри Зоу выводят из здания суда.

Вскорости Эвелин уехала в Европу, а по возращении, 24 октября 1910 года, родила сына, Рассела Уильяма Зоу. Кто его отец так и осталось загадкой. Сама Эвелин настаивала, что Гарри, но тот , находясь в тюрьме доказывал, что это невозможно. Рассел стал летчиком (как и второй любовник его матери - Роберт Кольер), воевал на фронтах Второй мировой войны и умер в 1984 году. 


Гарри жил в интернате в свое удовольствие 


Дважды сбегал, его ловили, в итоге вся эта бодяга всем надоела, его объявили излечившимся и освободили в 1915 году. 

В это время Эвелин играла в мюзиклах, продолжала карьеру фотомодели, все также позировала Гибсону.


Фотография самого начала 10х годов сделанная Гибсоном.
В то время еще не было папарацци, в Германии еще не выпускали Лейки и Ролейфлексы, но репортажные фотографы уже преследовали знаменитостей в обнимку с массивными форматными камерами.

Эвелин Несбит в 1913 году. Фотография сделана неизвестным фотографом, работавшим на первое в мире репортажное фотоагенство Бэйн Ньюс Сервис. да да. На досуге она занялась скульптурой и лепила потом до конца своих дней.

30 августа 1913 года. Эвелин позирует во время одной из последних своих "гламурных" сессий.

К этому времени Эвелин серьезно подсела на кокс. Сильно похудела, по свидетельству современников у нее была фигура пятнадцатилетнего мальчика. 



Этот снимок сделан 5 августа 1914 года на борту лайнера "Олимпик". Хорошо заметны синяки под глазами  - признак наркозависимости.

В том же году она впервые снялась в кино у первого американского киномагната Зигмунда Любина. Что интересно - фильм "Тропы любви" с ее участием успел выйти в прокат, прежде чем киностудия Любина сгорела вместе с тысячью только что снятых , но не дошедших до кинозалов фильмов. 

Через два года она вышла замуж за танцовщика Джека Клиффорда (Вирджила Монтани) (1880-1956), но через два года ушла от него, хотя официально развелась только в 1933 году. За эти два года они успели провести мировое турне под лозунгом "Лучшие танцоры современности"


Фотография 1917 года. Эвелин с Клиффордом. 

В том же году она снялась в кино вместе с 7ми летннм сыном. Эвелин было уже 33 года, что для тех времен довольно много. Она продолжала играть в мюзиклах, сниматься в кино. В 1926 году в Атлантик-Сити она встретилась со своим бывшим мужем Гарри Зоу, они провели вместе некоторое время, а материализовавшимся из ниоткуда журналистам она рассказала, что хочет попробовать восстановить их брак. Однако это продолжилось недолго.


Эвелин в Атлантик-сити весной 1926 года


Эвелин с Зоу там же , несколько месяцев спустя. 

В последующие годы Эвелин жила в городке Нортфильд, Нью-Джерси и тихо старела. Она очень трудно пережила "кризис среднего возраста" - пьянство, наркомания, попытки самоубийства. Но в итоге нашла себя в преподавании скульптуры, ее увлечения до самых последних дней жизни. 

В 1934 году она издала вторую автобиографическую книгу - "Дни блуда".
На сцену она вернулась в 1942 , для рекламы военного займа. И мала была похожа на одну и Gibson Sex


О ней вспомнили в 1955 когда XX Century Fox решила снять беллетризированную версию историю Эвелин, Уайта и Зоу "Девушка на красных бархатных качелях". На создание нетленки были брошены лучшие силы студии. Режиссером стал Ричард Флейшер ("Тора ! Тора ! Тора !"), сценарий писали Уолтер Рейш ("Газовый свет" с Ингрид Бергман) и титан среди сценаристов, четырехкратный обладатель Оскара Чарльз Брэккет ("Сансет Бульвар", "Король и Я"). Что интересно - для Брэккета - история убийства Уайта это была история его юности.


На главную роль пригласили Мерилин Монро, но она сначала согласившись, затем отказалась в пользу "Лихорадки седьмого года"  Билли Уайлдера, фильма известного по самому знаменитому кадру в истории мирового кино

Кстати - вот про этот фильм только по указанному кадру и помнят, а фильм то на самом деле отличный. 

В итоге, Монро заменили на молодую и подающую надежды актрису Джоан Коллинс (ну та которая "Династия"). А консультантом пригласили... ну конечно саму Эвелин. Она указала авторам фильма, что знаменитые качели, как и красная комната находились не в офисе Уайта, а в его частном особняке, но ее попросили не париться. 

Эвелин Несбит и Джоан Коллинс на съемках фильма "Девушка на красных бархатных качелях". 

Интересно, что Монро в то время было 29 лет и как она собиралась играть 16ти летнюю девочку не совсем понятно. Однако, Коллинс получила за этот фильм награду "Самой перспективной молодой актрисе", но в кино больше значимых успехов у нее не было. что не скажешь о телевидении, где она даже "Эмми" брала, а в 1996 была возведена Елизаветой Второй во дворянство. 

А в фильме она безумно хороша. Смотрим сцену убийства.



Сюжет прост как песня бедуина - плохой старый дядя совращает малолетку, молодой красавец мстит за сломанную юность красавицы-жены. Ни о каких садо-мазо оргиях речь конечно не идет.

17 января 1967 года Эвелин Несбит умерла в доме для престарелых в Санта-Моника, Калифорния.


Панихида по Эвелин Несбит.

Тема Эвелин Несбит продолжает волновать кинорежиссеров и писателей. В пьесе Доктороу "Рэгтайм" обыгрывается история Эвелин, а в 2008 году была издана, уже упоминавшаяся книга Урубру "Американская Эва". 

В экранизации "Регтайма" ее сыграет актриса Элизабет Макговерн - Дебора в "Однажды в Америке".



А в нашумевшем сериале "Подпольная империя" имеется как минимум два отсыла к Эвелин  - Несбит - внешность Келли Макдональд, сыгравшей Элизабет Шредер и характер Джилиан, матери Джимми Дармоди. Считается, что продюссеры сериала совершенно сознательно сделали такой выбор.

Ну вот я и закончил свой самый длинный пост, который планировал написать к 8му Марта, но не успел ровно на 2 часа 20 минут. Во всей этой истории для меня осталось неясным только одно - какова судьба родных Эвелин, ради которых она шла на такие жертвы ?

А на последок, еще одно фото Эвелин Несбит. 


Прикольно - примерно такая же прическа была у моей бывшей жены когда ей было лет 19-20.

7 комментариев:

  1. Спасибо,очень интересно:)

    ОтветитьУдалить
  2. Прекрасный пост, очень интересно, даже круто

    ОтветитьУдалить
  3. Красивая женщина, непростая судьба. Спасибо за пост. Он стоил того, чтоб над ним так долго работать. Вы опять вспоминаете "бывшую". Видно, непростые судьбы не только у известных людей...

    ОтветитьУдалить
  4. Главное неудобство Блоггера - здесь нельзя отвечать на конкретный комментарий или конкретном комментатору. Эдакая старая форумная практика

    ОтветитьУдалить
  5. Великолепный пост! Я даже не слышал про эту женщину.

    ОтветитьУдалить
  6. Отличный пост получился. Спасибо.

    ОтветитьУдалить