пятница, 13 мая 2011 г.

О Брестской крепости и не только



Константин Карлович Плисовский (1890-1940),

родился на Украине. Штаб-ротмистр 12го гусарского Ахтырского генерала Дениса Давыдова, Ея Императорского Высочества Великой Княгини Ольги Александровны полка. Бригадный генерал войска польского. С 1930 года в отставке. 11 сентября 1939 года назначен ответственным за оборону Брестской крепости (Twierdzy brzeskiej ). За два дня он успел сформировать 3 батальона пехоты и инженерный батальон, эвакуировать семьи комсостава, организовать земляные укрепления и заминировать подходы к крепости. У него совсем не было противотанковой артиллерии, но было около 20 танков Renault FT-17. Через три дня в город ворвались передовые части 10 танковой дивизии 19го бронетанкового корпуса Гейнца Гудериана, которые уже к вечеру начали штурм крепости. В первый день крепость штурмовали до 5 тысяч. пехотинцев и 77 танков. Однако поляки отбили атаку немцев и перешли в контратаку, во время которой потеряли все участвовавшие в ней танки, но нанесли немцам существенные потери. Оставшимися танками заблокировали входы в крепость. На следующий день Гудериан подтянул артиллерию и остальные войска, в том числе 20ю пехотную дивизию. В течении двух суток немцы круглосуточно обстреливали и бомбили крепость, совершили 7 штурмов, во время последнего в ночь с 15 на 16 сентября погиб адъютант Гудериана, но взять крепость не смогли. К вечеру 16 сентября поляки потеряли до 40% личного состава. Кончались боеприпасы.  Раненный Плисовский понимал, что дальнейшая оборона лишена смысла и в ночь на 17 сентября, за несколько часов до начала вторжения Красной Армии прорвался с основными силами гарнизона крепости по последнему уцелевшему мосту на запад в город Тересполь, где соединился с группой "Полесье" генерала Франтишека Клэберга. Надо отметить, что ему удалось вынести из крепости не только раненых , но и трупы погибших бойцов, которые затем были захоронены на православном кладбище Тересполя.



Те самые танки FT17.

…не повезло Гудериану. Мощным рывком от Кенигсберга его танковый корпус возник на подступах к Бресту; город немцы взяли с налёту, а крепость не сдавалась. Её гарнизоном командовал генерал Константин Плисовский — бывший офицер царской армии. Наши историки, воспевая героическую оборону Брестской крепости в 1941 году, старательно умалчивали, что такой же героизм был присущ и полякам в 1939 году. Гудериан, образно говоря, разбил себе лоб о нерасторжимые ворота крепости, но поляки сдаваться не собирались. Три дня вокруг фортов громыхало сражение, да такое, что все горожане попрятались в подвалах, а над Брестом ветер раскручивал языки пламени. Штурм за штурмом — нет, не сдаются, а горы трупов немцев растут. Гудериан откатился назад и вызвал авиацию. Бомбы рвались, танки — вперёд, из пушек — прямой наводкой. Сбили ворота, ворвались в крепость, а в ней — ни души: Плисовский ночью обманул Гудериана и тишком вывел гарнизон так, что немцы даже не заметили его отхода… Это случилось в ночь на 16 сентября, а через день к микрофону московского радиовещания подошёл Молотов…

(Пикуль. "Площадь павших бойцов")

Красивая история. Главное заканчивается на ПРАВИЛЬНОМ месте. 

На самом деле именно в ночь на 17 сентября началась "неудобная часть" истории подвига польских солдат, ставящая эти события в один ряд с событиями июня-июля 1941 года.



Капитан Вацлав Радзишевский

Не все ушли из крепости. Часть бойцов 82го пехотного полка во главе с капитаном Вацлавом Радзишевским ночью тайно пробралась в один из брошенных ранее фортов и затаилась. Ее целью было задержать гитлеровцев, если бы те решили преследовать группу Плисовского. Но 17го немцы, войдя в показавшуюся им пустой крепость, не стали преследовать гарнизон и при этом не заметили отряд Радзишевского.. Два дня поляки готовились к обороне и 19го бои возобновился. Немцы предложили полякам сдаться, но те ответили огнем из единственной оставшейся у них пушки. Немцы подтянули гаубицы и начали долбить по форту. 22 Сентября в Брест вошли советские войска пресловутого комбрига Кривошеина. И сразу после знаменитого парада его 29 танковая бригада пошла на штурм крепости. Поляки отбили три атаки и уничтожили советский броневик. 24-25 форт непрерывно обстреливался из тяжелой артиллерии, на него было совершено несколько атак, но поляки сумели в очередной раз отбиться. 

В эти дни бывший комендант крепости бригадный генерал Плисовский , будучи заместителем командира кавалерийской группы Андерса и командиром Новогородской кавалерийской  бригады (ею ранее командовал сам Андерс) начал свою последнюю операцию. Группа Андерса начала поход на юг в отчаянной попытке прорваться в Венгрию. 



Брест. 22 сентября 1939 года. С парада прямо в бой ? 

В ночь на 26 сентября отряду Радзишевского еще раз было предложено сдаться. Ночью польские бойцы решали что делать дальше. Было ясно, что сопротивление потеряло всякий смысл. Радзишевский приказал своим бойцам идти на прорыв и расходиться по домам. Несмотря на плотную блокаду советских войск, рано утром 27 сентября оставшиеся в живых участники обороны крепости прорвались через позиции советских войск. Радзишевский ушел к семье в город Кобрин, но вскорости был арестован органами НКВД. Последнее что о нем известно то, что весной 1940 года он был переведен из Козельского лагеря в Смоленск. Далее его следы теряются.

А днем того же дня отряд генерала Андерса пошел в свою последнюю атаку на полки Красной Армии, наши войска отразили наступление и в контратаках рассеяли польские части. На следующий день генерал Плисовский был взят в плен. Содержался в Старобельском лагере. Расстрелян в апреле 1940 года в харьковской тюрьме. 

Через два дня раненым попал в плен и его последний начальник - генерал Владислав Андерс. Ему очень повезло. В 1926 во время переворота Пилсудского он был один из немногих старших офицеров, оказавших вооруженное сопротивление мятежникам. Именно эта история спасла ему жизнь. 

Но для предпоследнего начальника генерала Плисовского генерал-майора Франтишека Клэберга путь в бессмертие только начинался. Думаете "путь в бессмертие" - это громкие слова ? Да ни разу. 

С 14 по 18 сентября он обороняет Кобрин, затем с 20 по 22 сентября Ковель. В боях под Кобриным вероятно впервые в той войне начали действовать заградотряды, так как некоторые местные жители пытались дезертировать. В распоряжении Клэберга были две пехотных дивизии, разнообразные кавалерийские и инженерные части. В войсках был высокий боевой дух. Казалось , все кончено, правительство бежало из страны, где генеральный штаб непонятно, но Клэберг видимо решил действовать по принципу гроссмейстера Ларссена - "Тыла нет, центр прорван, фланги разбиты, я наступаю". 22 сентября в тот день, когда Кривошеин принимает парад гитлеровских и советских войск, в день, когда львовский гарнизон совершенно не исчерпавший возможности сопротивляться сдался советским войскам, Клэберг отдает совершенно фантастический приказ - НАСТУПАТЬ НА ПОМОЩЬ ВАРШАВЕ. Шляхетский гонор или все таки уверенность в собственных силах ?

Сложный вопрос. Скорее второе. Надо понимать менталитет лучшей части польского офицерства (то есть тех кто не запаниковал и не бросил свои войска при первом появлении немцев). Представьте - они 20 лет готовились к войне. Они были уверены, что могут справится с любым противником и вот начинается война, он, Франтише Клэберг, адъюнкт Венской академии генштаба, человек с опытом трех войн, имеющий в распоряжении отличные боевые части, которые собрал буквально за неделю, просто так склеит ласты даже не попытавшись воевать так "как учили" ? Как он сам учил ? За две недели до него по таким же причинам началось наступление польской армии при Дзуре. Так что все логично. Если уж придется сидеть в лагере для военнопленных, то хотя бы с чувством полностью выполненного долга. 



Генерал Франтишек Клэберг.

И вот с Красной Армией на хвосте группа "Полесье" начинает движение на запад. Причем отступает огрызаясь и даже взяв в плен несколько десятков красноармейцев. И в тот день, когда из Брестской крепости вырвались последние ее защитники, когда в последнюю атаку пошли бойцы генерала Андерса, "полещуки" форсировали Западный Буг. Ближайшей целью был захват городка Демблин, где располагались большие склады польской армии. Красная армия отстала, а немцев еще не было, так что шансы на успех еще оставались. Но утром 1 октября генерал узнал о падении Варшавы. Однако движение не остановил, новый план был после взятия Демблина уйти на юго-запад и начать партизанскую войну. Послевоенные польские историки выдвинули версию причин продолжения движения к Демблин - они считают, что он хотел дать пообстреляться новобранцам, которые составляли значительную часть его группы.

Но 2 октября части "Полесья" вступили в соприкосновение с 14м механизированным корпусом генерала Витершайма. Так началась единственная выигранная польской армией в ту кампанию битва - Битва по Коцком. 

Клэберг действительно оказался отличным боевым генералом. Имея 18 000 бойцов без танков, броневиков и тяжелой артиллерии он рассек части немцев и прикрывшись заслоном от 29ой дивизии основные силы бросил против 13ой генерала Отто. С 3.10 по 5.10 его войска атаковали и контратаковали немцев пока днем 5го Октября в то самое время когда Гитлер принимал парад Победы в Варшаве части 182 и 184 полков пошли в последнюю штыковую атаку на немцев и те побежали ! Несколько часов спустя генерал Отто подписал приказ об общем отступлении частей своей дивизии - едва ли не первый приказ об отступлении отданный германским силам во Второй мировой войне. Но и силы поляков были на исходе. И в 19.30 собрался военный совет на котором было принято решение капитулировать. В час ночи 6 октября 1939 года стихли последние залпы польской кампании. В два часа ночи в расположение офигевшего немецкого командования прибыли польские парламентеры, а через несколько часов Клэберг устроил последний смотр своих войск на котором был зачитан приказ о сдаче. 



Генерал Франтишек Клэберг прощается с бойцами. 

В 10.00 утра началась сдача оружия. Есть легенда, что сам он свой пистолет выбросил, чтобы не сдавать немцам. В своем последнем слове перед офицерами штаба он сказал, что совесть его чиста и он готов в будущем ответить за все свои поступки перед польским правительством. Но это сделать ему не удалось. Генерал-майор Франтишек Клэберг, единственный не проигравший ни одного боя польский полководец кампании 1939 года, заключенный Oflag IV-B Koenigstein под Дрезденом умер в госпитале Вайссер-Хирше 5 апреля 1941 года. 

История Владислава Андерса хорошо известна. Изо всех героев этой истории в своей постели умер только он, скончавшийся в Лондоне в 1970 году. в возрасте 78 лет. К концу войны он стал законченным антисоветчиком и даже уговорил Черчилля не выдавать Сталину бойцов дивизии "Галичина". Его вторая жена , известная польская певица (одна из первых записала "Красные маки Монте-Кассино" ) времен войны, Ирен Андерс пережила мужа на 40 лет, скончавшись 29 ноября прошлого года в возрасте 90 лет. 



Андерс, Сикорский и Сталин

Кстати - за время службы в российской армии он дослужился до ротмистра и был награжден Орденом Святого Георгия, Орденом Святого Владимира с мечами, Орденами Святой Анны с мечами 2, 3 и 4-го класса и Орденами Святого Станислава с мечами и второго 3-го класса.

Приказом министра обороны Польши от 20 марта 1996 6-й бронекавалерийской бригаде присвоено имя генерала Константина Плисовского. В 2007 президент Польши Лех Качиньский присвоил ему чин дивизионного генерала (посмертно).

Останки Франтишека Клэберга были эксгумированы в 1969 и перезахоронены в братской могиле бойцов группы "Полесье" под Коцком.

Владиславу Андерсу в 1989 посмертно вернули польское гражданство, его именем называют воинские части и улицы в Польше, а 2007 год был объявлен в Польше годом Андерса.

Я не хочу заканчивать пост какими либо обобщениями, оценками или банальным морализаторством. То о чем я написал - просто история. Закончу кинохроникой последнего предвоенного парада польской армии 3 мая 1939 года в Катовицах.

Комментариев нет:

Отправить комментарий