вторник, 3 апреля 2012 г.

С него все началось

Вчерашняя катастрофа под Тюменью вызвала, кроме всего прочего, повышенный интерес к пассажирским авиалайнерам марки ATR. Было замечено, что внешне он напоминает наш классический Ан-24. И это правда, но и Ан-24 тоже напоминает пассажирские самолеты более раннего выпуска. Так откуда все началось ?


Ford Tri Motor

Многомоторные пассажирские высокопланы были распространены еще в середине 20х годов - все эти Fokker VII/3m, Ford TriMotor 10-AT или Boeing 80. Однако классическая комбинация из трехопорного убирающегося шасси, гладкой работающей обшивки, мощных моторов, позволяющих не только лететь на одном моторе, но даже набирать высоту и, главное, высокорасположенного крыла была впервые использована в перспективном пассажирском авиалайнере для линий средней протяженности Douglas DC-5, впервые взлетевшем 20 февраля 1939 года и построенном в количестве 12 штук.

Сейчас каждый историк авиации в обязательном порядке пишет, что DC-5 значительно превосходил DC-3 по всем параметрам, но началась война и вместо организации массового выпуска DC-5 было принято решение выпускать уже отработанный в производстве DC-3.



Это и правда и неправда. DC-5 должен был заменить не DC-3, которому он уступал в первую очередь по вместимости (24 пассажира против 32 у DC-3), а более компактный DC-2, который вмещал только 16 пассажиров и эксплуатировался на линиях меньшей протяженности. Заменить же DC-3, "пятерка" не могла по определению. А когда началась война, да, упор был сделан на производство более вместительных "Дакот", сегмент же менее вместительных самолетов закрыли тысячами "Бичкрафтов" и некоторым количеством "Локхид Лоудстар". Производственные же лини "Дугласа" были загружены выпуском военных модификаций DC-3 под названием С-47 и C-53 (десантный вариант).


Сами же DC-5 сумели послужить и в ВВС США (С-110) и в единственной авиакомпании , которая успела получить свой заказ до войны - KLM, и в качестве трофеев в японской армии и в ВВС Австралии, а после войны один девайс служил в Израильских ВВС.

DC-5 имел длину 24 метра, размах крыльев в 27,5 метров, два мотора Wright R-1820 Cyclone 9 мощностью 900 л.с., на борт он брал до 24 пассажиров и летел с ними со скоростью 2 575 километров со скоростью 370 км/ч.


Фото из коллекции San Diego Air & Space Museum

Но стандарт на лайнеры средних линий сформировался несколько позже, когда 6 ноября 1955 года в небо поднялся ставший очень популярным Fokker 27 Friendship. К вышеприведенным характеристикам добавились турбовинтовые двигатели и вместимость примерно в 50 человек. Вот уж от этого Фоккера и пошли все эти бесконечные и практически ничем друг от друга не отличающиеся Ан-24 и ATR-72.

Однако, есть ли прямая связь между DC-5 и Fokker 27 ? Есть. И это очень интересная история. Когда KLM во второй половине 30х годов отказалась финансировать новые разработки компании Fokker и подписала очень крупный по тем временам контракт с Douglas и Lockhead на поставку тогда еще даже не взлетевших DC-4 (будущий DC-4E), Douglas DC-5 и Lockhead Model 044 Excalibur , главный конструктор Фоккера Платцен инициировал разработку новейшего авиалайнера Fokker F.24, внешне очень напоминавшего DC-5


Внешне самолет, как уже было сказано, очень напоминал DC-5, но предполагалось оснастить его более мощной модификацией двигателей Циклон с мощностю 1600 л.с.. Благодаря этому его скорость выросла, но уменьшилась в полтора раза дальность. Впрочем , 1000 миль дальности должно было хватить, чтобы вылетев из Стипхола (центральный аэропорт Нидерландов) долететь без посадки до почти любой европейской столицы.

Однако, начало войны встретило F.24 на чертежных досках. Во время войны завод Fokker был разрушен, но руководство компании сразу после окончания войны возобновило переговоры о закупки KLM перспективного самолета. KLM не повелся, как тогда казалось, авантюру и не стал финансировать восстановление завода и разработку "нового" девайса, а закупил в США Convair 240, самолеты внешне малоотличимые от наших Ил-14. Что поделаешь - после окончания ВМВ все авиационные державы бросились делать свои "заменители DC-3".

Однако , американцы "кинули" голландцев и самолеты были поставлены с серьезной задержкой и по более высоким ценам, чем планировалось (кстати - подобные финты американцев чуть не убили британскую авиапромышленность, но это другая история). Руководство KLM было "расстроено" и пошло навстречу "Фоккеру", где все эти годы сложа руки не сидели и клепали по тихоньку революционный F.27. Который и начал поставляться с 1956 года главной голландской авиакомпании. Так что линия прямого наследования на лицо.

----------------------------------------------------------------
Пара слова о новейшей пищевой добавке Апетинол. В состав апетинола входят экстракт худии гордони, кактуса из пустыни Калахари, подавляющий чувство голода, пектиы, обеспечивающие наполнение желудка, Колеус форсколии, подавляющий тягу к сладкому и усиленно сжигающий жиры и МКЦ, снижающий уровень холестерина.

Комментариев нет:

Отправить комментарий