понедельник, 28 декабря 2009 г.

Мюзикл "Элизабет". Австрия. 1992г.

Когда я открыл для себя мир мюзиклов, то сначала это были мюзиклы Эндрю Ллойд Уэббера, потом французские, потом было разочарование в современных американских мюзиклах и , наконец, добрался до четвертой страны, где мюзиклы в почете - Австрии. Как я сейчас представляю - качественный продукт производят только в этих четырех странах. Почему ? Вероятно , дело в открытости истории этих стран. Они не живут в мире с "непредсказуемым" прошлым. Плюс богатейшая литература и мифология. Посмотрим просто на название тех же французских мюзиклов - "Собор Парижской богоматери", "Король солнце", "Ромео и Джульетта", "Мартэн Герр" (кстати - вероятно самый несчастливый из больших мюзиклов), "Десять заповедей". У Австрии с одной стороны есть проблема "ушедшей натуры" - Австро-Венгрии, с другой собственно австрийская история никуда не делась и такие персонажи как принц Рудольф и его Вечера, его отец Франц-Иосиф и мать Элизабет - это вые герои для монументальных постановок. Ну и Моцарт с Сальери тоже, кстати. Если рассматривать европейскую историю в целом, то можно утверждать, что ее основа в общечеловеческом понимании - это истории Франции и Англии, третья компонента - истории Италии, Испании и Австрии, все остальное воспринимается как местное национальное дело.  Сегодня речь пойдет о мюзикле 1992г. "Элизабет" , посвященном судьбе Элизабет Баварской , жены Франца-Иосифа, императрицы Австрийской и королевы Венгрии, ставшей уже в наше время героиней множества кинофильмов.

Вкратце о ее судьбе. Родилась в 1837г. в семье баварского короля. Ее родная тетка была в то время императрицей Австрии. Старшая сестра Зиси (как Элизабету называли родные) Хелена планировалась в жены молодому австрийскому императору Францу-Иосифу I. Однако тот влюбился в Зиси и в 16 лет она вышла замуж за него. Одношения со свекровью сразу не сложились, та отняла у невестки ее первых трех детей, чьим воспитанием занимались всяко разно гувернеры и почти не допускала до них мать. Когда же ей удалось уговорить отпустить с ней и мужем в путешествие их двух дочерей, то они простудились и одна из них умерла. Элизабета на все забила и уехала из Австрии. Много лет путешествовала, возвращаясь в Вену только на свой и мужа дни рождения. Франц-Иосиф однако очень любил ее (как и она его тоже). В середине шестидесятых он ненадолго зависла в Вене, родила дочь , которую считала первым по настоящему своим ребенком, помогла графу Андраши уговорить мужа принять план Бейтца, короновалась короной королевы-консорта Венгрии и снова уехать из страны. Через 22 года погибает принц Рудольф , Элизабет не верит смерть и только после долгих уговоров придворных согласилась войти в склеп чтобы проститься с ним. Элизабета была убита итальянским анархистом Луиджи Лукени 10 сентября 1898г. на набережной в Женеве. Мотивы Лукени остались неизвестными так как он покончил с собой в тюрьме не дожидаясь суда. Однако - надо помнить, что Элизабет до смерти Рудольфа отнюдь не была печальной странницей. Известен анекдот, что однажды она заявилась в Вену полностью загорелой от головы до пят и с татуировкой на руке в честь своего любовника-грека.

Премьера мюзикла (однако мне он кажется больше не мюзиклом , а рок-оперой) состоялась 3 сентября 1992 года в Вене. Автор текста - Михаэль Кунц, композитор Сильвестер Левай, постановкой руководил оперыный режиссер с многолетним стажем Харри Куфер. Сюжет мюзикла основан на биографии Элизабет, но рассматривает ее в совершенно необычном виде - как танец со смертью. Но это еще не все - о жизни Элизабет рассказывает ни кто иной как ее убийца - Луиджи Лукени.

Действие мюзикла начинается на небесах, где уже много лет Лукени оправдывается перед высшим судией за свой поступок. Он доказывает что был принужден к убийству самой Элазабет и ее любовником, которым был никто иной как Смерть. Затем действие переносится в Вену и Лукени рассказывает историю Элизабет. Он говорит , что еще в совсем молодые годы она познакомилась со Смертью, выглядевшей как красивый молодой человек. Это была страсть замешанная как на любви, так и на ненависти.  Замужество , тяжелые отошения со свекровью. Элизабет в депрессии. Единственным другом ее становится Смерть, который хочет, чтобы Элизабет присоединилась к нему. Но там боиться, тогда смерть забирает у Элизабет младшую дочь. Однако, Элизабет все еще не готова отдаться Смерти. Сначала она уезжает из страны, потом возвращается , рождает дочь, пытается выстроить заново отношения с мужем, но своим отношением к младшей дочери отталкивает сына Рудольфа, который сам обращается к смерти как к выходу из своих переживаний и погибает со своей любовницей Марией Вечера в печально известном замке Майёрлинг. После этих событий Элизабет сама просит Смерть забрать себя, но оставленный ею Смерть теперь относится к ней с презрением и отказывается. Годы идут за годами, Элизабет странствует по Европе, иногда она встречается с мужем, который просит ее вернуться домой и попытаться любовью загладить ее страдания, но Элизабет отвечает, что любви может оказаться слишком мало. Франц-Иосиф провожает ее на корабль, на котором она отправляется в свое последнее путешествие  и тут ему приходят видения в которых он видит крах империи, а потом и Смерть. Затем он видит как Лукени убивает Элизабет на корабле, но не в силах что либо сделать. Смерть наконец получает ее в свои объятья. Эпизод с кораблем видимо должен вызвать ассоциацию с ладьей Харона.

Мюзикл серьезно отличается от многих других мюзиклов, созданных в мире количеством качественных музыкальных номеров. Не секрет, что теже американские мюзиклы имеют дай бог один хит (в "Сагоне" вообще ничего не нашел), все же остальное действие - это речитативы положенные на более или менее плавные мелодии. Во французских мюзиклах (и то далеко не всех) и мюзиклах Эндрю Ллойд Уэббера все же количество хитов поболе, хотя принципы наложения текста на пустую мелодию присутствуют ("Десять заповедей" например - все красиво, но за душу берет только финальная песня). Но в Австрии с ее традицией мелодичных опер это конечно невозможно и мюзикл "Элизабет" состоит из множества роскошных песенных номеров. Плюс стилистика. Чувствует сильнейшее влияние рок-музыки. Такого даже в самых последних французских мюзиклах нет. Сами австрийы (судя по комментам на Ю-Тьюбе) считают "Элизабет" лучшим мюзиклом в истории, там же можно собрать мюзикл практически целиком - такого нет практически ни по одному из просмотренных мною за последнее время мюзиклов. Целиком я его здесь конечно не буду размещать. Только три хита.

Ария молодой Элизабет. Она только что вышла замуж и подвергается непрекращающемуся давлению свекрови, которая хочет сделать из нее образцовую императрицу, но Зиси хочет оставаться человеком. Ария называется "Я принадлежу только себе".



Ария Смерти. "Тени становятся длиннее". Элизабет впадает в депрессию, что сближает ее со Смертью. По моему мнению - наиболее ударная вещь в этом мюзикле, наряду со следующим номером.



Первый акт завершается отъездом Элизабет из Вены.

Дуэт Смерти и Элизабет. "Если я хочу танцевать" - Смерть уговаривает Элизабет прийти к ней, но та еще держится за радости жизни. Действие происходит в начале второго акта - Элизабет вернулась в Вену, середина 60х годов.



Сцена последнего прощания Элизабет и Франца-Иосифа. Их дуэт -  "Лодка в ночи".



Еще один дуэт Элизабет и Смерти - препоследний номер в мюзикле. "Вуаль падает". Заточка Лукени достигал ее сердца (в реале она после удара упала и с нее слетела вуаль) и Элизабет наконец оказалась в объятьях любовника.



Что еще интересно - мюзикл многократно "переделывался" в разных репризах, появлялись и исчезали целые номера. В некоторых полностью менялся смысл - например дуэт молодого Рудольфа и матери в самом начале второго акта в некоторых реализациях исполняется как дуэт Рудольфа и Смерти. Известно , что Рудольф имел суицидальные наклонности. Также интересно, что "Элизабет" стал первым австрийским мюзиклом, добившемся международной известности. Последующие международные успехи австрийцев вызваны продолжением плодотворного сотрудничества Кунце и Левайа, которые написали еще несколько первоклассных мюзиклов -  "Бал вампиров" (1997 - по мотивам фирма Романа Поланского), "Моцарт !" (1999), Ребекка (2006, по роману Дафны Дюмурье). Последний на сегодняшний день является самым их успешным мюзиклом - от идет в Вене уже четвертый сезон, на будущий год он будет поставлен на Бродвее, а в марте этого года вышла русская версия (не Отверженных же в современной России ставить с их призывом все проблемы решать на баррикадах). На Дубровке....

P.S. Может быть австрийцы правы и это действительно лучший мюзикл в истории, но ощущения как после просмотра "Других".

Комментариев нет:

Отправить комментарий