Старт ЦКБ-30 в Щелково, 28 апреля 1938 года
28 апреля 1938 года из Москвы, с аэродрома Щелково, по направлению в сторону Нью-Йорка стартовал специально подготовленный дальний бомбардировщик ЦКБ-30 с собственным названием "Москва" (также, самолеты этой марки более известны как ДБ-3) с экипажем в составе командира Героя Советского Союза и обладателя первого советского мирового рекорда (17 июля 1936 года он поднял на прототипе бомбардировщика ЦКБ-26 груз весом в полтонны на высоту 11 294 метра) Владимира Коккинаки и штурмана Михаила Гордиенко.
Полет специально подготовленного серийного бомбардировщика (с него было снято вооружение, в кабине стрелка и в бомбоотсеке установлены дополнительные бензобаки) сконструированного под руководством Сергея Илюшина был приурочен сразу к двум важным для Советского Союза в частности и всего мира в целом события: празднованию самого популярного в то время советского праздника - Дня Пролетарской Солидарности 1 мая и дню открытия Всемирной Выставки в Нью-Йорке (ее лозунг был "Мир Завтрашнего Дня"), которое должно было состояться за день до этого (на самом деле, учитывая разницу в часовых поясах - за несколько часов). Прибытие в Нью-Йорк советского бомбардировщика - самого современного в Европе, а может и в мире, должно было произвести неизгладимое впечатление на гостей выставки.
ДБ-3 был принят на вооружение в 1936 году и, повторюсь, ничего подобного ему тогда в Европе еще не было. Первые модификации самого популярного среднего бомбардировщика Люфтваффе Второй Мировой войны - He-111, начавшие поступать в части в 1937 году существенно уступали творению Илюшина и по скорости, и по дальности, и по бомбовой нагрузке. Тоже можно сказать и о ранних модификациях итальянского бомбардировщика Savoia-Marchetti SM.79 Sparviero, чей дебют в Regio Aeronavtika состоялся в том же, что и у ДБ-3 1936 году. Великобритания, Франция и Польша на момент перелета экипажа Коккинаки и Гордиенко просто не имели ничего близкого по ТТХ.
У перелета нашего бомбардировщика было еще несколько уникальных черт. Во первых, впервые планировалось перелететь из Европы в Северную Америку по дуге большого круга (ну, не совсем, но близко - маршрут все таки проходил между населенными пунктами), во вторых - впервые серийный бомбардировщик летел из Европы в Северную Америку, что требовало большего запаса топлива, в третьих полет экипажа Коккинаки завершал эпопею перелетов из СССР в США, начатую полетом экипажа Чкалова и был первым, целью которого было восточное побережье Северной Америки (Чкалов и Громов приземлились на Западном побережье, Ляпидевский летел в Фербенкс, Аляска). В четвертых, и это очень интересный момент - маршрут был спланирован так, чтобы скорость самолета относительно земной поверхности примерно совпадала со скоростью вращения Земли относительно Солнца, что позволило Коккинаки вести самолет практически все время в светлое время суток. Это существенно упрощало ориентацию в пространстве.
ЦКБ-30 на месте посадки на острове Мискоу. Фотография Виктора БутусоваПолет проходил по маршруту Москва-Новгород-Хельсинки-Тронхейм-Рейкьявик-Фарвель (южная оконечность Гренландии), ну, а дальше Нью Йорк, Нью Йорк. Но на самом конечном этапе полета возникли объективные проблемы. Над восточным побережьем США и Канады бушевал шторм, все аэродромы были закрыты и экипаж принял решение сажать самолет на первый попавшийся подходящий участок суши, коим стал канадский островок Мискоу в заливе Святого Лаврентия, относящийся к провинции Нью Браунсвик. До Нью-Йорка оставалось 1100 километров и, кстати, не факт, что советские пилоты могли бы до него долететь, учитывая, что они пролетели уже почти 8000 километров, а рекорд дальности по прямой для этого самолета (установлен 27-28 июня на маршруте Москва - Спасск-Дальний) составлял 7 580 километров, а женский экипаж Марии Нестеренко 27 июля 1940 года сумел преодолеть лишь чуть более 6000 километров во время попытки побить женский рекорд дальности на маршруте Хабаровск-Львов. Также можно предположить, что планировался и обратный перелет, так как постоянно дующие западные ветра над Атлантикой, обеспечивали существенно большую скорость. Но это не более, чем предположение.
Посадка была осуществлена с убранными шасси, Коккинаки травмировал ребра, рама правого мотора была сломана. Через несколько часов над местом посадки появился самолет-амфибия, зафрахтованный Виктором Бутусовым, в то время занимавшийся закупками авиационного и промышленного оборудования в США. Вывез Коккинаки и Гордиенко в ближайший крупный город Монктон местный житель по фамилии Джонс на собственном самолете под названием "Летающий Гроб". 1 мая Коккинаки и Гордиенко прибыли на Всемирную Выставку и были приняты послом СССР в США Александром Трояновским.
"Партия и правительство" высоко оценили достижение советских пилотов, в центральных газетах было опубликовано поздравление Сталина и Молотова, а сами они по возвращению были награждены орденами Ленина и медалями "За Отвагу". Впоследствии, основная масса регулярных пассажирских полетов между континентами стали осуществляться по Дуге Большого Круга, первооткрывателем которой Международный комитет авиации и космонавтики (ICCA) в 1965 году признал Коккинаки и наградил его «Цепью пионера розы ветров». Через два года он был избран президентом Международной Авиационной Федерации, почетным президентом которой оставался до своей смерти в 1985 году в возрасте 80 лет.
А 10 августа того же, 1938 года в нью-йоркском аэропорту Флойд-Беннет после почти 25 часов полета приземлился стартовавший во Франкфурте-на-Майне германский пассажирский авиалайнер Focke-Wulf FW200 Condor, под завязку набитый баками с бензином, а через три дня он вернулся обратно в Германию, затратив на перелет менее 20 часов.
Эти два полета доказали достижимость Северной Америки для бомбардировщиков и авиалайнеров, разработанных в Европе. У американцев подобных сухопутных самолетов тогда еще не было.
..........................................................................
На сайте JoyMp3.me находятся сотни музыкальных треков в формате MP3 в жанрах поп, рок, фольк, русский шансон, самые свежие и ставшие классическими, отечественные и зарубежные.
Все их можно слушать и скачивать. Абсолютно бесплатно. Теперь вы сможете без малейших усилий собирать коллекции для своего смартфона и прослушивания во время поездок в автомобиле.
Комментариев нет:
Отправить комментарий