Идея строительства канонерских лодок будущего проекта 59 родилась после изучения отечественными конструкторами-кораблестроителями решений Лондонской Морской конференции 1930 года. Первоначально, так как проект крейсеров 63 еще только прорабатывался была озвучена идея разработки небольших артиллерийских кораблей в четком соответствии с положениями Лондонского Договора, то есть, имеющих стандартное водоизмещение в районе 2000 тонн, скорость до 20 узлов и имеющих главный калибр из 4 150-155 мм орудий.
Однако, в силу отсутствия в стране подобных морских орудий даже в ближайшей перспективе, данная идея, не дошедшая даже до стадии эскизного проектирования, была отвергнута и начались проработки двух других вариантов – с перспективный 180-мм орудиями и хорошо отработанными промышленностью 130-мм универсальными пушками. Правда, в первом случае, смысла размещать 4 орудия такого калибра на платформе с водоизмещением всего в 2 тысячи тонн не было и конструктора, перестав обращать внимание на «лондонские» ограничения, вернулись к идее конца 1920-х о эсминцах-крейсерах, имевших как раз такое вооружение главного калибра. В принципе, именно тогда, в 1932 году и начались работы по проекту 59. Однако, и это хорошо известно, 180-мм орудия в нашей стране так и не были доведены, зато прямо перед вступлением во Вторую Мировую войну было-таки разработано отличное морское 6» орудие, в дальнейшем активно применявшееся на крейсерах проектов 68 («Чапаев») и 68-К («Свердлов»).
Также определенное влияние на работу конструкторов морских КБ в Петрограде и Николаеве оказывали и японские разработки в этой области, имеют в виду крейсер «Юбари» и разработанные (построены две штуки) для Китайской Республики крейсера класса «Нин-Хай», имевшие водоизмещение (стандартное) менее 3 тысяч тонн и вооруженные шестью 4,5» орудиями.
После Второй Лондонской морской конференции 1936 года стало ясно, что об ограничениях можно начинать забывать (наша страна все еще несколько сдерживалась условиями Англо-Российского морского соглашения 1936 года, но ограничений на корабли подобного класса не были в них прописаны). Второй «внезапно» возникшей вводной стала необходимость в учебных крейсерах. Она была вызвана принятием Программы Большого Флота, по которой в краткий срок планировалось построить десятки тяжелых и легких крейсеров. Учить офицеров и моряков на дорогостоящих кораблях было непростительной роскошью для такой не совсем морской страны, как наша. При этом, на лицо был опыт той же Аргентины, которая к двум «полу—тяжелым» крейсерам, заказанным в Аргентине, заказала и легкий учебный крейсер в Великобритании.
Таким образом, идея канонерской лодки – заменителя крейсеров трансформировалась в да, идею канонерской лодки – заменителя крейсеров, но с другими целями. И если первоначально, в виду отсутствия необходимости соблюдать какие-либо ограничения, канонерские лодки с шестидюймовыми орудиями были, скорее «сферическими конями в вакууме», то к моменту начала реализации Программы Большого флота, в них возникла насущная необходимость.
Кроме учебных задач, на них теперь возлагались задачи защиты морских конвоев (данная задача не афишировалась, но уже в то время, скрепя сердцем, морские, прости Господи, стратегии начали понимать, что в будущей войне нашей стране придется сотрудничать с крупными морскими державами, правда, пока не совсем ясно было с какими. Например, долгое время считалось возможным, что мы будем участвовать во Второй Великой войне с Италией против Великобритании в Средиземном море), поддержка приморских флангов армий, реально стационерной службы (сеттльменты никуда не делись), ну и выполнение функции резерва основных крейсерских сил. Вместо 2000 тонн водоизмещения (стандартного), речь уже шла о 3000-4000, вместо 15 узлов скорости, о 22-25, а вместо 4 шестидюймовых орудий, наши корабелы, с оглядкой на «Нин-Хай» и «Юбари» признали за лучшее довести количество орудий главного калибра до 6. Именно такая спецификация легла в основу «Проекта 59». Первоначально возникла проблема с классификацией данных кораблей. Были озвучены несколько обозначений – «канонерская лодка», «канонерская лодка Iкласса», «учебный крейсер», «крейсер IVкласса» (Iкласс резервировался для так никогда и не спроектированных и построенных линейных крейсеров, II класс под сначала крейсеров с семидюймовыми орудиями ГКЮ, а затем под тяжелые крейсера с 9,5»орудиями, III класс под крейсера с 9-12 шестидюймовыми орудиями, но, в итоге, от деления на ранги отказались).
Вооруженный 6 140мм орудиями главного калибра японский "мини-крейсер" "Юбари" безусловно оказал важнейшее влияние на проекты легких крейсеров и канонерских лодок многих мировых флотов. |
В итоге, пришли к просто «канонерской лодке», вариант с рангами для КР также не был принят, так как будущую «канонерскую лодку IIкласса» решили по новомодной западной традиции именовать «шлюпом». Я имею в виду корабли проекта 80. Также отказ от наименования «канонерская лодка Iкласса» был обусловлен и планами по разработке более тяжелого корабля, вооруженного 180-мм или итальянскими 190-мм орудиями. Иногда эти тяжелые канонерские лодки (проект 102) называли «канонерками для Тихого океана. Как известно, два таких корабля таки были построены, но не в России, а в Генуе, там же где разрабатывались лидеры класса «Ташкент» и крейсера проекта 68. Впоследствии, они совершили переход на Тихий Океан Севморпутем (это было сделано, чтобы хоть как то заместить медленно и печально строившиеся на амурских верфях крейсера), где простояли почти до конца войны, были через Панамский канал возвращены в Мурманск летом-осенью 1944 года, но в реальных боях так никогда участия и не приняли. Причиной тому было еще нехватка боеприпасов. Италия в войне нашим союзником не стала, а развернуть производство снарядов для 190-мм пушек на отечественных заводах не удалось, поэтому даже нормальных учебных стрельб почти не проводилось. В 1943 году Арсенал в Детройте выпустил в счет ленд-лиза 2000 снарядов – по 500 на орудие, так что только когда ТКЛ добрались до Филадельфии, их погреба наконец были заполнены хотя бы на две трети. До конца войны пополнений больше не было. Вернемся к Проекту 59.
Также вопросом вопросов было зенитное вооружение. Эти канонерские лодки стали первыми отечественными кораблями, на которых отказались от псевдозениток 41-К, заменив их 25-мм и 37-мм автоматами. А вот вопрос второго калибра стоял довольно остро. Варианта было три – перспективные 100-мм универсальные орудия, 100-зенитки Минизини и также перспективные 85-мм зенитки. Благодаря отказу от раздельного заряжания, новые 152-мм орудия могли развивать скорострельность до 9 выстрелов в минуту (это было, конечно, чем у британской, американской и шведской новинок, но в 3 раза больше, чем у предыдущих отечественных орудий) и необходимость в более легких универсальных орудиях едва ли не не отпала. Так, что, в итоге, было решено установить 85-зенитки, разработка которых шла в конце 1930х очень споро и они были доведены до полной боеготовности ко времени спуска канонерок на воду, тогда как со 100-мм универсалами мучались еще долго. Более легкие, 3,4» зенитки были установлены на канонерки в куда большем количестве чем планировалось с 100-мм орудиями – по 10 штук в 2-орудийных башнях. 37-мм зениток было запланировано 12 штук (впоследствии на некоторых канонерках центральная зенитная башня заменялась на еще две двухорудийных установки 37-мм зениток или, во время кругосветного путешествия «Красной Карелии», на катапульту с гидропланом).
Идея установить катапульту была отвергнута – планировалось, что это решение может быть временным (см. выше), а в других случаях канонерские лодки будут использоваться вблизи берегов и прикроются береговой авиацией. Обратим внимание, что на тяжелых канонерских лодках итальянской постройки «Красная Сибирь» и «Красное Заполярье» катапульты установлены были с самого начала. Также катапульты устанавливались на шлюпах проекта 80 модификации «А». Планировалось построить по шесть канонерских лодок для Балтийского, Черноморского и Тихоокеанского флотов и 4 для Северного. Имело в виду, что тихоокеанские лодки можно будет перебросить на Север и обратно, а черноморские, по готовности Волго-Донского канала, будучи полностью разгруженными, могут быть переброшены на Каспий. В итоге, на Балтике было заложено даже 7 единиц, но на момент начала войны в строй вступило 5 и еще одну достраивали «долго и печально» почти до конца осады Петрограда. Сначала, седьмую, почти готовую, разобрали на запчасти для обеспечения эксплуатации первых пяти.
На Черном Море тоже планы переиграли и, вместо 6 лодок, заложили 10. Восемь было достроено, но одна из лодок получила тяжелые повреждения в самом начале боевых действий и введена в строй была только после потери первой из восьми. Северные и Тихоокеанские лодки планировалось строить в Петрограде и перебрасывать к местам службы через Зунды, что стало невозможным после начала боевых действий. Кроме того, первоочередной задачей их строительство так и не стало. В итоге, Северный Флот все же получил 3 лодки, две уцелевшие из которых уже после окончания войны в Европе перешли во Владивосток, где присоединились к «итальянским». Мечта поставить наши канонерки у набережных Чемульпо, Тянцзина и Шанхая пришлось отказаться. Там стояли наши корабли, но это были шлюпы 102 проекта, но это совсем другая история.
.............................................................................
Предпринимателям Тулы совершенно необязательно оказываться в заложниках московских оптовиков, когда в их области есть "собственный" тульский таможенный терминал ! Таможенный терминал в городе оружейников, самоваров и пряников предоставляет весь перечень таможенных услуг, а работать с ним поможет персональный менеджер для каждого клиента.
Комментариев нет:
Отправить комментарий