среда, 22 июня 2011 г.

22 июня 1941 года

Словами передать чувства , вызываемые этой годовщиной передать нельзя.

По моему Маргарет Митчелл сказала, что американцы рождаются с памятью  о Гражданской войне. Я отношусь к тому поколению, которое также родилось с памятью о войне, Великой Отечественной. Мой дед погиб 31 августа 1941 года, множество родственников-мужчин прошли эту войну с первых дней до Берлина. Моя бабушка поднимала пять детей в полуголодной послевоенной деревне.  В школе у меня еще был настоящий учитель-фронтовик, которому было чуть чуть чуть за 50. В ВУЗе тоже были такие преподаватели.

И главное - Я вырос с осознанием, что было "до войны" и "после войны", хоть родился через 23 года после ее окончания.
Когда мы смотрели классические фильмы о войне вроде "Баллады о солдате" или "Дом в котором ты живешь" мы не воспринимали героев фильмов, как героев исторических фильмов в исполнении неких актеров, а просто как живых людей, которые немного постаревшие живут рядом с нами, работают с нами, учат нас. Это были живые активные люди, которых мое поколение еще застало в самом расцвете сил.

А еще застолья, на которых если присутствовали немолодые люди , то обязательно звучал тост "За то чтобы не было войны". Эта тема была живой. И через 50 лет после войны дети войны надеялись, что их убитые отцы могут вернуться. У друга мое отца его отец пропал без вести в 1941 году и его сын, до своей смерти верил, что тот может вернуться.

И даже если были неопровержимые свидетельства смерти, то оставалось много вопросов. Отец много лет писал в разные органы в попытках узнать место захоронения деда, но каждый раз получал отписки, а пару месяцев назад в интернете я нашел инфу, что последний дедов командир благополучно пережил войну и в 1979 в Ленинграде вышли его мемуары. Но наше замечательное государство клало на интересы детей войны.

Ладно.... Просто давайте вспомним все что пережила наша страна и наши люди, среди которых были и наши прямые родственники. Каждый из которых верил, что как только так сразу.

воскресенье, 12 июня 2011 г.

Овцы на лужайке у Белого дома


Во время Первой Мировой войны президентская чета Вудро и Эдит Вильсонов дабы сэкономить на услугах по стрижке газонов, завела небольшое овечье стадо.

Автор фотографии Мартин Грубер (1854-1941).
Фото из коллекции Смитсониановского института. 

суббота, 11 июня 2011 г.

Нью Йорк 1911 года в фотографиях и картинах .



Бродвей. Тайм Сквер. Ночь.



Джордж Беллоус. "Нью-Йорк".


Уолл-Стрит.


Нижний Манхэттен с высоты птичьего полета.


Линейный корабль BB-34 "Нью-Йорк" на верфи в Нью-Йорке.


Пожар на швейной фабрике "Треугольник" в котором по вине владельцев фабрики погибло 143 женщины и ребенка, это была самая крупная катастрофа до "9/11".


Похороны жертв трагедии.


Прибытие "Олимпика", систер-шипа "Титаника" в порт Нью-Йорка.


Эдвард Дарли Бойт (1840-1915). "Ист Ривер".


Бейсбольный клуб New York Giants перед началом мировой серии против Philadelphia Athletics. Это второе попадание команды в финал серии, но в 1903 они отказались от игр против "Бостона", а в 1911 проиграют 2-4.


Альфред Стейглиц. "Зима в Нью-Йорке"




Нью-Йорк будущего, как он виделся в 1911


Болельщики перед матчем "Гигантов"


Еще Уолл-Стрит.


Панорама Нижнего Манхэттена со стороны Нью-Джерси

вторник, 31 мая 2011 г.

Деятельность голландских ВВС в 1940 г.

Мне как человеку 23 года прожившему в СССР тоже неприятно вспоминать отдельные эпизоды Великой Отечественной войны - например, с какой радостью советские граждане соседней советской республики уничтожали своих же сограждан с несколько отличающейся формой носа или с правильной формой носа, но с несколько другим историческим опытом в плане трактования термина "филоокве". Об этом тоже наверное не надо вспоминать ? Зачем....

Ладно. Вернемся к голландцам. Про Роттердам написаны горы литературы, про незабвенную королеву Вильгельмину не только написано дофига, но и снят офигенно-замечательный фильм Пола Верхувена "Оранжевый солдат" с Рутгером Хауэром в главной роли. Могу также посоветовать более поздний его фильм "Черная книга".

Но давайте немного сузим круг поиска и сосредоточимся на действиях голландской авиации. Для чего всего лишь заглянем в "Уголок неба", сайт ИМХО который знают все. Ну или , как я сегодня понял, почти все. Ниже будут приведены выдержки из статей, посвященных судьбе конкретных голландских боевых самолетов - Fokker XXI, Fokker G.1, Fokker T.V. Чтобы текст был более усвояем, он снабжен картинками.

Fokker G.1










На 10 мая голландские ВВС имели в строю 26 G.1A, из них 23 боеспособных. Остальные были в ремонте или использовались как учебные. В дополнение к этому можно было пустить в ход пять машин с американскими моторами (G.1B), еще десять ожидали установки вооружения.

Около четырех утра 10 мая немецкие бомбардировщики неожиданно атаковали аэродром Ваальхавен, где располагалась одна из эскадрилий "легких крейсеров". Вовремя взлететь удалось только двум G.1, но они достойно постояли за себя - три Не 111 упали на землю. Навстречу подходившей второй волне бомбардировщиков поднялся еще один "крейсер". Ему удалось сбить два "хейнкеля" и повредить третий. Из трех участвовавших в бою G.1 исправным остался только один, лейтенанта Зондермана, бывшего испытателя. Два других получили различные повреждения.
Три "крейсера" немцы сожгли на земле, но когда к авиабазе приблизились транспортные самолеты с десантом в сопровождении бомбардировщиков, их опять встретили три G.I. И опять - победы! Может быть, G.1 не был так маневрен, как "мессершмитты", зато обладал хорошей огневой мощью и неплохо справлялся с немецкими бомбардировщиками и транспортниками. Их расстреливали один за другим. Шесть самолетов противник потерял в коротком бою. Лейтенант Зондерман сбил Ju 52/3m с десантом и два истребителя Bf 109. Еще один G.1 отправился на помощь защитникам Роттердама и тоже преуспел - уничтожил бомбардировщики Не 111 и Do 215. Но на обратном пути его встретила целая дюжина "мессершмиттов". Подбитый "крейсер" сержанта Бувалды совершил вынужденную посадку.



Три G.1, которые вел Зондерман, не смогли сесть на свой аэродром, уже захваченный немцами, и приземлились на приморском пляже. Там их расстреляли истребители "люфтваффе".
Второй эскадрилье повезло меньше. В ходе первого же налета немцы разбомбили одну машину на летном поле и две в ангарах, а повредили еще десять. Среди рвущихся бомб лейтенант Тийссе поднял свой истребитель. Ему удалось уйти от преследовавших его "мессершмиттов". По пути попались стоящие на земле транспортники, уже высадившие свой десант. Тийссе расстрелял их, а затем вернулся на свой аэродром.
В последующие дни G.1 вели разведку, сопровождали к цели бомбардировщики и разведчики, штурмовали площадки, где высаживались немецкие воздушные десанты. Столкновения с истребителями противника были, и проходили они с переменным успехом. Например, лейтенант Ван Ульсен 12 мая сам атаковал тройку Bf 109E над Воерденом и один из них сбил. Его самолет, правда, тоже получил повреждения. Но более типичная ситуация связывалась с большим количественным превосходством немцев. Так, в тот же день пара G.1, эскортировавшая бомбардировщик Фоккер T.V, столкнулась сразу с девятью "мессершмиттами". И бомбардировщик, и один из "крейсеров" стали жертвами пилотов "люфтваффе".
14 мая впервые приняли участие в боевой операции G.1B. Четыре таких самолета только за день до этого встали в строй. Их отправили патрулировать район в своем тылу.

Fokker D.XXI







К моменту начала гитлеровского "блицкрига" на Западном фронте в голландских ВВС насчитывалось 29 боеготовых "Фоккеров" Д-XXI. Они были сведены в три эскадрильи: 1-ю, размещенную на авиабазе Де-Коой, 2-ю, базирующуюся на столичном аэродроме Шипхол, и 5-ю - в Гааге. 10 мая 1940 года в 4 часа утра 1-я взлетела по тревоге. Через несколько минут ее атаковала пара "Мессершмиттов". Один "Фоккер" сразу был сбит, после чего немцы скрылись, пользуясь преимуществом в скорости. В это время по радио сообщили, что аэродром Де-Коой подвергся воздушному налету. Эскадрилья поспешила обратно и с ходу вступила в бой с немецкими истребителями. "Фоккер" уступал "Мессершмитту" по всем параметрам, кроме горизонтальной маневренности, и голландцы воспользовались этим единственным преимуществом. Им удалось втянуть противника в бой на виражах на малой высоте, при котором скорость и скороподъемность немецких машин не играли решающей роли. Через 10 минут отчаянной "воздушной карусели" небо осталось за "Фоккерами". Четыре "Мессершмитта" были сбиты, остальные ушли за линию фронта. Однако три голландских пилота погибли, один с трудом посадил разбитую снарядами машину. За полчаса эскадрилья потеряла почти половину состава.
Еще трагичнее сложилась участь 3-й эскадрильи. Все ее самолеты погибли под бомбами, так и не успев подняться в воздух. Только 2-я не понесла потерь в первые минуты войны. Немцы не бомбили Шипхол, очевидно надеясь быстро захватить его и использовать для своей авиации. В середине дня 2-я получила приказ сопровождать бомбардировщики "Фоккер" Т-5 в их атаке на мост через Маас, по которому сплошным потоком шли немецкие танки. Там патрулировала девятка "Мессершмиттов". "Двадцать первые" сбили три истребителя, потеряв один, но надежно прикрыть своих подопечных не смогли. Два бомбардировщика противник уничтожил. Мост остался цел. Утром 11 мая штаб ВВС приказал сосредоточить все уцелевшие истребители на островном аэродроме Тексель и сформировать из них сводную авиагруппу. К полудню туда прибыло всего 11 машин. Вскоре последовал новый приказ - перехватить 60 военно-транспортных "Юнкерсов"-52, идущих нагло, без прикрытия в глубь голландской территории. "Фоккеры" беспрепятственно расстреляли по ним весь боекомплект. Правда, пулеметы винтовочного калибра оказались слабоваты против больших и выносливых транспортников. Ни один "Юнкерс" не упал, хотя 18 получили серьезные повреждения. Многие пошли на вынужденную посадку.
Еще три дня сводная авиагруппа вела непрерывные неравные бои. 12 мая голландские пилоты сбили два двухмоторных "Мессершмитта"-110. В тот же день истребитель молодого и неопытного лейтенанта Яна Роотса атаковали три "сто девятых". Его "Фоккер" повредили настолько, что он едва держался в воздухе. Роотс сбросил фонарь, чтобы выпрыгнуть с парашютом. И этот единственный выпущенный "снаряд" снес винт одному из преследователей. Остальные от неожиданности шарахнулись в разные стороны. Этого момента "Фоккеру" хватило, чтобы уйти в облака. Роотс попробовал посадить истребитель, но по ошибке его обстреляла голландская зенитная батарея. Самолет сбили окончательно, и Роотсу пришлось-таки спускаться на парашюте. К 14 мая в авиагруппе осталось пять самолетов. В тот день, вылетая на задание, пилоты уже в воздухе получили радиосообщение о капитуляции Голландии. Они вернулись на аэродром и сожгли свои "Фоккеры". По немецким данным потери люфтваффе в воздушных боях с голландскими "Фоккерами" составили 32 самолета.
P.S. Кто не понял - 29 истребителей по характеристикам уступавшие не только Мессерам, но и любому другому европейскому истребителю первой линии при многократном численном превосходстве противника за 5 дней размениваются в пропорции больше чем один к одному.

Fokker T.V







Помимо указанных, самолеты "852" и "854" находились в ремонте на заводе "Фоккер", а "857" был разукомплектован - после испытаний с него сняли двигатели "Гном-Рон", а "Пегасусы" на место так и не вернули. Самолеты "860" и "863" без вооружения находились на складе, а "861" использовался в качестве учебного пособия в школе авиамехаников на острове Тексель.


Авиабаза "Схипхол" стала одним из первых голландских объектов, подвергшихся немецкому авиаудару. В 3.50 утра 10 мая 1940 г. на аэродром упали первые бомбы, повредившие три "фоккера" - готовый к вылету самолет "859" и две находящихся в ангаре небоеспособные машины ("860" и "863"). Остальные восемь исправных T.V поднялись в воздух. Им пришлось на практике проверить концепцию "воздушного крейсера" - самолеты, числившиеся бомбардировщиками, действовали в роли истребителей-перехватчиков. Им удалось без потерь сбить два немецких бомбардировщика, но в ходе боя "фоккеры" оказались рассеяны. Лишь самолет "855" вернулся на свой аэродром. Борт "850" приземлился в Бергене, "865" совершил аварийную посадку на базе морской авиации "Де Коой" и вышел из строя. Самолет "858", выработав топливо, сел во Флиссингене. Заправившись, машина взяла курс на "Схипхол", но по дороге ее "удачно" обстреляла собственная зенитная артиллерия, и самолет сел на вынужденную в Хаамстеде, где на следующий день был уничтожен бомбардировщиками Люфтваффе.



Остальные четыре машины (No. 853, 854, 856 и 862) приземлились вРуйгенхоеке, причем борт "853" получил повреждения и не подлежал ремонту. Таким образом, уже через пару часов после начала войны количество боеготовых машин в BomVa сократилось до четырех единиц. Тем же утром штурмовым ударом двухмоторных "мессершмиттов-110" был уничтожен "Фоккер", принадлежавший авиашколе на Текселе.

Остаткам авиагруппы дали задание нанести бомбовый удар по захваченному германскими парашютистами аэродрому "Оккенбург". Первым цели достиг борт "855", пилотируемый экипажем лейтенанта Свагермана и стартовавший из Схипхола в 6.30 утра. Подойдя на малой высоте и благополучно преодолев ПВО, он сбросил бомбы, уничтожившие четыре транспортных Ju 52 и повредившие еще несколько самолетов.
Но при возвращении "Фоккер" был перехвачен над морем несколькими Bf 109 и сбит. Три из пяти членов экипажа успели выпрыгнуть с парашютами, но до берега сумел доплыть лишь Свагерман. В тот же день он пешком вернулся в Схипхол.
Спустя полчаса после самолета Свагермана над Оккенбургом появилась тройка T.V, вылетевшая из Руйгенхоека. На сей раз бомбометание произвели с высоты около 2000 м. Эта атака была чрезвычайно удачной - бомбы уничтожили и серьезно повредили около трех десятков "юнкерсов", кучно стоявших на летном поле. Все три "Фоккера" благополучно приземлились в Схипхоле.
После дозаправки и подвески бомб самолеты вылетели в очередной рейд. На этот раз целью был также захваченный немецкими десантниками аэродром "Ваалхавен" в окрестностях Роттердама. Бомбардировщики впервые получили истребительный эскорт - семь "фоккеров" D.XXI, но против "мессершмиттов" он оказался бессилен. Успешно отбомбившись, голландские самолеты были перехвачены шестеркой Bf 109, которые сбили два бомбардировщика ("852" и "862"). Лишь борт "856" вернулся в Схипхол. Вечером к нему присоединилась машина "850", которую удалось перегнать из Бергена. Таким образом, к концу первого дня боевых действий в составе BomVa осталось всего два боеспособных самолета.
11 мая немецкие войска захватили мосты через реку Маас, ставшие после этого главными целями для остатков голландской ударной авиации. В 10.00 с аэродрома "Схипхол" стартовали два T.V в сопровождении трех D.XXI. Но мосты оказались более трудной мишенью, чем аэродромы -ни одна из бомб в цель не попала.
Во время второго вылета попытались бомбить с пикирования с высоты около 1200 м. Пара T.V сбросила 16 50-кг бомб - и снова нулевой результат. При этом бомбардировщики были перехвачены целой дюжиной Bf110. Борт "856" успел скрыться в облаках, но другому экипажу под руководством лейтенанта Мульдера повезло меньше - их самолет был сбит, хотя бортстрелок успел-таки уничтожить один из "мессершмиттов". Три из пяти членов экипажа борта "850" спаслись с парашютами. А фрагменты их самолета вместе с обломками сбитого в том же бою истребителя D.XXI (борт "229") были найдены группой голландских энтузиастов в 1993 году.
Утром 12 мая последний уцелевший T.V в сопровождении одного D.XXI вылетел для бомбардировки сосредоточения вражеских войск в районе Энкуйзена. Но в районе цели голландцы встретили сильное истребительное прикрытие и были вынуждены спасаться бегством. 13 мая уже упоминавшийся лейтенант Свагерман поднял борт "856" в последний боевой вылет. На этот раз бомбардировщик сопровождала пара "фоккеров" G.I.
Целью был мост в районе Моердийка - его уничтожение должно было замедлить движение германских войск к Роттердаму. Впервые за войну на T.V подвесили наиболее тяжелые из имевшихся в наличии боеприпасов - пару 300-кг бомб со взрывателями замедленного действия. Вылетев в 5.20 утра, Свагерман успешно достиг цели и с двух заходов сбросил бомбы. Однако первая упала мимо, а вторая, хотя и попала в мост, но не взорвалась. Тут подоспели "мессершмитты" из 4-го штаффеля 26-й истребительной эскадры и сбили самолет отважного голландца. "Фоккер" упал возле деревни Риддеркерк, похоронив весь экипаж под обломками...

Итак - 10 бомбардировщиков и 52 истребителя против сотен немецких боевых самолетов. Надо также заметить, что Голландия страна маленькая, тыла там не могло быть по определению - любой район легко достижим. И, кроме того, Голландия ни с кем воевать не собиралась. Если только с Японией. И тем не менее ВВС Голландии устроили войну до последнего самолета. И продержались 4 суток. Интересно - за каким они так напрягались ? Они же арийцы. Что им могло угрожать ? Комфортабельный лагерь с регулярными посылками от Красного Креста в самом худшем случае. В лучшем - работа по специальности на том же заводе "Фоккер", откуда было совершено два побега в Англию. Сначала угнали G.1, потом гидроплан Fokker T.VIII. А ! С ними могли сотворить самое страшное - отобрать велосипед.