среда, 28 апреля 2021 г.

28 апреля 1938 года стартовал беспосадочный перелет Москва-Северная Америка по "Дуге Большого Круга"


                                                    Старт ЦКБ-30 в Щелково, 28 апреля 1938 года

28 апреля 1938 года из Москвы, с аэродрома Щелково, по направлению в сторону Нью-Йорка стартовал специально подготовленный дальний бомбардировщик ЦКБ-30 с собственным названием "Москва" (также, самолеты этой марки более известны как ДБ-3) с экипажем в составе командира Героя Советского Союза и обладателя первого советского мирового рекорда (17 июля 1936 года он поднял на прототипе бомбардировщика ЦКБ-26 груз весом в полтонны на высоту 11 294 метра) Владимира Коккинаки и штурмана Михаила Гордиенко. 

Полет специально подготовленного серийного бомбардировщика (с него было снято вооружение, в кабине стрелка и в бомбоотсеке установлены дополнительные бензобаки) сконструированного под руководством Сергея Илюшина был приурочен сразу к двум важным для Советского Союза в частности и всего мира в целом события: празднованию самого популярного в то время советского праздника - Дня Пролетарской Солидарности 1 мая и дню открытия Всемирной Выставки в Нью-Йорке (ее лозунг был "Мир Завтрашнего Дня"), которое должно было состояться за день до этого (на самом деле, учитывая разницу в часовых поясах - за несколько часов). Прибытие в Нью-Йорк советского бомбардировщика - самого современного в Европе, а может и в мире, должно было произвести неизгладимое впечатление на гостей выставки. 

ДБ-3 был принят на вооружение в 1936 году и, повторюсь, ничего подобного ему тогда в Европе еще не было. Первые модификации самого популярного среднего бомбардировщика Люфтваффе Второй Мировой войны - He-111, начавшие поступать в части в 1937 году существенно уступали творению Илюшина и по скорости, и по дальности, и по бомбовой нагрузке. Тоже можно сказать и о ранних модификациях итальянского бомбардировщика Savoia-Marchetti SM.79 Sparviero, чей дебют в Regio Aeronavtika состоялся в том же, что и у ДБ-3 1936 году. Великобритания, Франция и Польша на момент перелета экипажа Коккинаки и Гордиенко просто не имели ничего близкого по ТТХ.

У перелета нашего бомбардировщика было еще несколько уникальных черт. Во первых, впервые планировалось перелететь из Европы в Северную Америку по дуге большого круга (ну, не совсем, но близко - маршрут все таки проходил между населенными пунктами), во вторых - впервые серийный бомбардировщик летел из Европы в Северную Америку, что требовало большего запаса топлива, в третьих полет экипажа Коккинаки завершал эпопею перелетов из СССР в США, начатую полетом экипажа Чкалова и был первым, целью которого было восточное побережье Северной Америки (Чкалов и Громов приземлились на Западном побережье, Ляпидевский летел в Фербенкс, Аляска). В четвертых, и это очень интересный момент - маршрут был спланирован так, чтобы скорость самолета относительно земной поверхности примерно совпадала со скоростью вращения Земли относительно Солнца, что позволило Коккинаки вести самолет практически все время в светлое время суток. Это существенно упрощало ориентацию в пространстве. 

       ЦКБ-30 на месте посадки на острове Мискоу. Фотография Виктора Бутусова

Полет проходил по маршруту Москва-Новгород-Хельсинки-Тронхейм-Рейкьявик-Фарвель (южная оконечность Гренландии), ну, а дальше Нью Йорк, Нью Йорк. Но на самом конечном этапе полета возникли объективные проблемы. Над восточным побережьем США и Канады бушевал шторм, все аэродромы были закрыты и экипаж принял решение сажать самолет на первый попавшийся подходящий участок суши, коим стал канадский островок Мискоу в заливе Святого Лаврентия, относящийся к провинции Нью Браунсвик.  До Нью-Йорка оставалось 1100 километров и, кстати, не факт, что советские пилоты могли бы до него долететь, учитывая, что они пролетели уже почти 8000 километров, а рекорд дальности по прямой для этого самолета (установлен 27-28 июня на маршруте Москва - Спасск-Дальний) составлял 7 580 километров, а женский экипаж Марии Нестеренко 27 июля 1940 года сумел преодолеть лишь чуть более 6000 километров во время попытки побить женский рекорд дальности на маршруте Хабаровск-Львов. Также можно предположить, что планировался и обратный перелет, так как постоянно дующие западные ветра над Атлантикой, обеспечивали существенно большую скорость. Но это не более, чем предположение. 

Посадка была осуществлена с убранными шасси, Коккинаки травмировал ребра, рама правого мотора была сломана. Через несколько часов над местом посадки появился самолет-амфибия, зафрахтованный Виктором Бутусовым, в то время занимавшийся закупками авиационного и промышленного оборудования в США. Вывез Коккинаки и Гордиенко в ближайший крупный город Монктон местный житель по фамилии Джонс на собственном самолете под названием "Летающий Гроб". 1 мая Коккинаки и Гордиенко прибыли на Всемирную Выставку и были приняты послом СССР в США Александром Трояновским. 

артия и правительство" высоко оценили достижение советских пилотов, в центральных газетах было опубликовано поздравление Сталина и Молотова, а сами они по возвращению были награждены орденами Ленина и медалями "За Отвагу". Впоследствии, основная масса регулярных пассажирских полетов между континентами стали осуществляться по Дуге Большого Круга, первооткрывателем которой Международный комитет авиации и космонавтики (ICCA) в 1965 году признал Коккинаки и наградил его «Цепью пионера розы ветров». Через два года он был избран президентом Международной Авиационной Федерации, почетным президентом которой оставался до своей смерти в 1985 году в возрасте 80 лет. 

А 10 августа того же, 1938 года в нью-йоркском аэропорту Флойд-Беннет после почти 25 часов полета приземлился стартовавший во Франкфурте-на-Майне германский пассажирский авиалайнер Focke-Wulf  FW200 Condor, под завязку набитый баками с бензином, а через три дня он вернулся обратно в Германию, затратив на перелет менее 20 часов. 

Эти два полета доказали достижимость Северной Америки для бомбардировщиков и авиалайнеров, разработанных в Европе. У американцев подобных сухопутных самолетов тогда еще не было.

..........................................................................

На сайте JoyMp3.me находятся сотни музыкальных треков в формате MP3 в жанрах поп, рок, фольк, русский шансон, самые свежие и ставшие классическими, отечественные и зарубежные. 

Все их можно слушать и скачивать. Абсолютно бесплатно. Теперь вы сможете без малейших усилий собирать коллекции для своего смартфона и прослушивания во время поездок в автомобиле.

среда, 17 марта 2021 г.

30 лет Референдуму

 

В разговорах со сторонниками возрождения СССР (хм.. не совсем понятно как, но это нюансы), всегда всплывает вопрос - "Почему никто не вышел защищать СССР в декабре 1991 года ?", на что, как правило, следует ответ - "А зачем ? Мы же проголосовали за СССР на Референдуме !". 

 

вторник, 2 марта 2021 г.

2 марта 1855 года . Возможно, счастливейший день в истории России

 

Именно в этот день на престол Российской Империи взошел Александр II, вошедший в историю, как "Царь Освободитель". 

Не будут растекаться мыслю по древу, просто сообщу, что произошло в стране за 26 лет его правления. 

среда, 10 февраля 2021 г.

10 февраля 1906 года на воду спущен HMS Dreadnought

 

10 февраля 1906 года в английском Портсмуте на воду был спущен линейный корабль I класса Dreadnought - самый крупный на тот момент боевой корабль в мире. 

Инициатором его создания и, собственно, создателем стал Первый Лорд Британского Адмиралтейства Адмирал Флота Сэр Джон Фишер. Основной идеей стало создание корабля с большим количеством орудий главного колибра, так называемого all-big-gun capital ship.

Исторически, линкоры были именно такими, но после того, как был создан первый башенный броненосец, что произошло в США в 1862 году, то на 40 с лишним лет восторжествовала идея создания больших броненосных кораблей с небольшим числом таких башен, в которых размещались орудия максимального калибра. Постепенно сложился стандарт, который касался не только линкоров, но и крейсеров - 2 двухорудийных башен главного калибра (ГК), способных обеспечивать артиллерийский огонь на оба борта и прямо/назад по курсу плюс до 16 орудий среднего калибра (СК), в башнях или щитовых установках. расположенные поровну по обеим бортам (американцы ставили две такие башни на башнях ГК). Но многие военно-морские мыслители, например, известный барон Куниберти, еще с конца 19-го века предлагали создать корабли без СК, а места, занимаемые орудийными установками такого калибра отдать башням ГК. 


 Схема HMS Dreadnought

Первым, кто довел данную идею до практического воплощения и стал адмирал Фишер (американцы работали параллельно с англичанами, но опоздали со своим линкорами типа  "Мичиган" буквально на несколько недель).