К середине 30х годов темпы роста авиаперевозок в развитых странах мира и в первую очередь в США, достигли такого уровня, что всем специалистам по организации пассажирских перевозок стало ясно - вроде бы новейшие скоростные авиалайнеры типа Douglas DC-3, Boeing 247 или Lockhead 14 Super Electra в ближайшие годы перестанут отвечать запросам отрасли. Главными проблемами были небольшая высота полета, что приводило к попаданиям в зоны турбулентности, что а.) повышало вероятность катастрофы и б.) снижало уровень комфорта для пассажиров. А последних с каждым годом становилось все больше и авиакомпании вели за них непрерывную войну. Чтобы решить эту проблему требовался самолет с герметизированной кабиной, летающий на высоте свыше 3 км. Второй проблемой была дальность. У каждой из авиационных держав были свои "мерные мили" для гражданской авиации. В США ими были а.) трансатлантические маршруты и б.) полеты от побережья до побережья. При перелетах на маршруте Нью-Йорк - Сан-Франциско Боинг 247 совершали до 6 посадок и само путешествие продолжалось до 30 часов. Третьим "недостатком" была малая вместимость. За тридцатые годы аэротраффик вырос на порядок и не собирался прекращать расти и если в самом начале 30х достаточно было "авиалайнера" с вместимостью в 4-6 пассажиров, то к середине 30х на повестке дня встал вопрос об самолетах с большими пассажирскими кабинами вместимостью свыше 30 человек.
Американские фирмы начали разработку чуть раньше, немцы (их "мерная миля" была - полеты через Атлантику в Северную и Южную Америку) чуть позже. Также в гонке участвовали голландцы, французы, итальянцы и англичане. Но именно американцы и немцы вышли в итоге на крупносерийное производство подобных машин.
В США сначала дело не заладилось. Проект будущего Boeing 307 Stratoliner был готов еще в 1935 году, но заказов не было и только после того как PanAm сделал первый заказ, фирма построила первый самолет который взлетел 31 декабря 1938 года. На регулярные линии он вышел в июле 1940 года. Всего было построено 10 самолетов. Douglas не имел подобных финансовых проблем и, начав позже, выдал на гора более амбициозный проект впоследствии названный DC-4E, который и полетел раньше Боинга - 7 июля 1938 года. Он по всем параметрам превосходил Стратолайнер, но оказался слишком дорог , чтобы вызвать интерес потребителей. В итоге единственный летающий экземпляр самолета продали в Японию, а сама фирма Дуглас начала разработку более дешевого, но как оказалось впоследствии, более эффективного DC-4, который выпускался в сотнях экземплярах.
Локхид имел перед конкурентами неоспоримое преимущество в том, что сумел создать первый в США опытный пассажирский самолет с полностью герметичной кабиной на базе Lockhead L-14 Super Electra. Разработку своего четырехмоторного лайнера он начал практически одновременно с Боингом и к середине 1938 года было все готово для подписания контракта с PanAm. Машина получила обозначение Model 44 Excalibur.
Ее ТТХ впечатляли - самолет был способен перенести 32 пассажиров на расстояние в 3000 километра с крейсерской скоростью в 386 км/ч на высоте в 3660 метров.
Но тут Говард Хьюз приобрел одну из крупнейших американских авиакомпаний TWA и посчитал полезным сделать Локхид главным поставщиком техники для своей корпорации. Было собрано совещание на вилле Хьюза, где присутствовали президент TWA Фрай и ведущие конструкторы Локхида Кларенс Джонсон и Роберт Гросс и предложил отказаться от проекта Excalibur. Мотивация была проста как песня бедуина - самолет не имел явных преимуществ перед Boeing 307 (одним из которых сам Говард Хьюз и владел) и не решал главную проблему - не мог без посадки перелететь между побережьями.
Миллиардер предложил пересмотреть проект в плане кардинального увеличения всех его ТТХ. Дальность было предложено довести до 5800 км, крейсерскую скорость до 483 км/ч, высоту полета поднять на километр. Также немного повышалась полезная нагрузка - до 36 пассажиров.
Чтобы построить такой самолет требовались новые моторы вместо планировавшихся изначально Pratt & Whitney R-1830-17 Twin Wasp мощностью 1200 л.с. и они были заменены на Wright R-2600 Cyclone 14 мощностью 1750 л.с..
Перспективная модель была названа Model 049 Excalibur , а затем стала знаменитым Lockhead L-049 Constellation, впервые взлетевшем в 1943 году. На этом самолете 17 апреля 1944 года Говард Хьюз перелетел из Бербанка, Калифорния в Вашингтон, столицу США за 6 часов 58 минут. В командирском кресле был сам Хьюз, а первым пилотом Джек Фрай - президент TWA.
Как ни странно, этот эпизод не нашел отражения в фильме "Авиатор", в котором Говарда Хьюза сыграл Леонардо Ди Каприо.
Однако, проектирование "Экскалибура" не прошло втуне. Его корпус был использован фирмой при проектировании самого крупного своего двухмоторного пассажирского авиалайнера Lockhead L-18 Lodestar, ставшего во время войны самым массовым патрульным морским бомбардировщиком Lockhead Hudson.
--------------------------------------------------------------------
Украина сравнительно небольшая по площади страна, в ней есть густая сеть авиаперевозок на сравнительно небольшие расстояния. Конкуренцию с железнодорожными и автоперевозками обеспечивают программы продаж по которым дешевые авиабилеты Киев становятся еще дешевле, так как при покупке авиабилетов вы накапливаете бонусные мили, оплату которых не надо будет делать при следующих полетах.
Комментариев нет:
Отправить комментарий