четверг, 5 января 2023 г.

Туманность Андромеды

 

5 января 1957 года в журнале "Техника Молодежи" начинается публикация фантастического романа Ивана Антоновича Ефремова (1908-72) "Туманность Андромеды".

Событие это оказалось во истину эпохальным, так как ни до, ни после ни одному из русскоязычных писателей так и не удалось написать что то даже отдаленно приближающееся к этому произведению Ефремова, сам же Иван Антонович, хоть и написал два продолжения (повесть "Сердце Змеи" и роман "Час Быка") также свой первоначальный успел повторить не смог. 

Почему так вообще произошло ? Смотрите, космическая фантастика возникла отнюдь не во времена первых космических запусков. О полетах на другие планеты писали чуть ли не в средневековом Китае. Что то писалось и в дореволюционной России. В США в 1930е выходило довольно много "космических" комиксов, а у нас Александр Беляев еще до войны написал "Звезду КЭЦ" и также был снят роскошный фантастический боевик "Полет на Луну".

Однако, уже тогда, в 1940 американский литературный критик Уилсон Такер озвучил термин "космическая опера", обозначив тем самым жанр неглубоких, едва ли не халтурных произведений, посвященных приключениям в космосе. Хотя, конечно, ТАМ выходили не только примитивные книжки с картинками. Был Бэрроуз, позже Эндрю Хэмилтон. Но была одна тонкость - авторы подобных произведений что здесь, что там не рассматривали одну основополагающую идею, что серьезные космические путешествия возможны только в ДРУГОМ мире, что представить полеты в космос, что в Сталинском СССР, что в Великобритании начала века можно только как своего рода "параллельный мир", дополнение к текущей реальности, иногда тайной для остального населения ("Звезда КЭЦ"), иногда и воспринимаемой как данность ("Полет на Луну"), а не как следствие развития цивилизации. Первыми подобную идею озвучили британские кинематографисты в знаменитом эпическом фильме "Облик Грядущего", вышедшем в 1936 году. 

 

В СССР космическая фантастика была не менее популярна, чем на Западе. Однако, насколько она была научной ?

 

Где до полетов на Луну дошли только в технократической цивилизации, возникшей на руинах уничтоженного в результате очередной Мировой войны мира. Можно еще вспомнить роман Адамова "Тайна Двух Океанов", действие которого происходит в "обычном" предвоенном Сталинском СССР в котором, вот сюрпрайс, сумели создать подлодку абсолютного нового типа, но все остальное то осталось прежним. Да и об этой лодке почти никто не знает (ситуация равнозначная "Звезде КЭЦ" - толпа народа летает в космос, но во всем остальном СССР в частности и в мире в целом практически никто не в курсе).

Хэмилтон обошел это противоречие в британском стиле - контакт с инопланетной цивилизации у землян происходит в результате планетарной катастрофы. То есть, опять - не в текущей реальности, а в изменившейся. 

Важный момент, несмотря на то, что научную фантастику писали вполне серьезные писатели вроде Верна и Уэллса, до высот литературы их произведения все же не поднимались. 

Однако, критическая масса, которая рано или поздно должна была привести к преобразованию количества в качество копилась и то, что рвануло именно в СССР мне кажется вполне очевидном ибо именно в у нас в стране людей прессовали сильнее всего в мире и этот прессинг рано или поздно должен был вызвать "обратку", коей стал фантастический прорыв советской литературы именно в 1950х, когда стало ясно, что кровавый морок сталинщины, как ни крути, но отступил и теперь за неясно выраженные и "неправильно" истолкованные мысли больше не убивают. 

И вот тогда РВАНУЛО. Давайте на забывать, что помимо произведений Ефремова и переработанных книг Казанцева, одновременно, началась и оттепель в "обычной" литературе.

Почему фантастический уровень "Туманности Андромеды" не нашел поддержки в будущем ? Все просто - автор выложился в этом романе полностью. Чтобы повторить такое - нужно время и повтор тех переживаний, которые и привели к созданию данной книги. 

Такое бывает и литературе (вспомните, например, Барбару Такман, которая не стал писать сиквел "Августовских Пушек", хотя материалов было море и сосредоточилась на параллельных темах), и в кино (все фильмы Германа-ст.) и в спорте - Боб Бимон, прыгнувший на 8.90 никогда больше и близко не подступился к своему невероятному рекорду. Кроме того, в "Андромеде" Ефремов написал завершенную историю, которую, чтобы продолжить требовался очень низкий старт (он, кстати, его сделал с "Часом Быка", но вот "Сердце Змеи" - это, ситуативно, аналог Такман с ее "Башней" и "Депешей Циммераманна" - история из мира, а не сиквел или приквел). 

Важнейшим достижением Ефремова стало еще и то, что "Туманность Андромеды" не просто относится к ДРУГОМУ миру, а еще и предлагала неплохо проработанную Вселенную, как сейчас говорится, этого мира. А в "Часе Быка" еще и другого. Причем, этот другой получился настолько знакомый, что Ефремов внезапно "оказался британским шпионом" и преследование писателя по данной теме изрядно попортили ему последние годы жизни, да и семье его тоже. Ибо такое не прощалось. 

Также прорывным в "Туманности Андромеды" стала ее научность, ибо она вполне отвечала тогдашним воззрениям на космическое пространство и относилась к ним всерьез. Да, Казанцев тоже не писал сказки, но...

Что касается киноэкранизации "Туманности", вышедшей через 10 лет, то смысла ее обсуждать особого нет. Тогда в СССР снималось много кинофантастики и, несмотря на чумовой литературный первоисточник, фильм получился "мурзилкой" из далекого будущего, так пустой иллюстрацией отдельных сцен. Я несколько раз пытался его посмотреть и всегда засыпал на середине. Ибо ни о чем.

И вот что еще хотелось добавить - главное достижение "Туманности Андромеды", по крайней мере, в советском обществе - она стала первой книгой, где всерьез было показано новое общество, которое тогда (правда, сравнительно недолго) строил советский народ, объясняла - зачем всё, зачем бараки, зачем неустроенность и нищета, которую в 1957 году советские люди только только начинали преодолевать. Все таки, и Маск не даст соврать - космос это крутейший вдохновляющий фактор. 

............................... 

Отделочные материалы для кухни стены, половые покрытия, подготовка и отделка потолков - множество идей и ценных советов по ремонту жилых помещений ждут вас на сайте daeger.club, а прекрасные иллюстрации мало того, что окажутся полезными, так и просто будут радовать глаз и вдохновлять на новые "домохозяйственные" подвиги.

1 комментарий: