суббота, 5 сентября 2015 г.

Саундтреки - лауреаты премии "Оскар" (Academy Award for Best Dramatic Score, Academy Award for Best Musical Score ). 1946 год

15 марта 1946 года все в том же Китайском Театре в Голливуде состоялась 18-я церемония вручения наград Американской киноакадемии "Оскар" за заслуги в области кинематографии.

War is over ! Ну не совсем, конечно. Пахло порохом в Китае, Вьетнаме и Греции, где нарастал политический кризис,  в Индонезии шла эпическая заруба между местными националистами и интервентами из Нидерландов и Великобритании. На западе Украины и в Прибалтике советская армия вела борьбу с местными профашистскими бандами, а в Индии и Пакистане шла взаимная резня, вызванная разделением Южной Азии на две больших страны - Индию и Пакистан (тогдашний Пакистан включал и будущую Бангладеш). Но Соединенные Штаты Америки не принимали непосредственного участия ни в одном из этих конфликтов и теперь, после четырех лет войны, американцы наслаждались наступившим миром. 

Надо сказать, что эти четыре года сделали американцев умнее и серьезнее, многие общественно значимые темы, на которые ранее нация старательно закрывала глаза стали предметом всеобщего обсуждения, в том числе, а может и тем более, в кино. В 1946 году "Оскар" за главную роль взял фильм , посвященный теме, которая до того никогда в кино всерьез не поднималась - алкоголизму. Это был знаменитый "Потерянный уикэнд" Билли Уайлдера, получивший четыре "оскара" (Лучший фильм, Лучший режиссер, Лучший исполнитель главной мужской роли и Лучший адаптированный сценарий)  и еще три номинации. До фильма Уайлдера пьяницы изображались в мировом кино в подавляющем большинстве случаев, как маргиналы, но при этом с юмором и любовью. В "ПУ" была показана вся трагедия семьи в которой отец спивается. По современным меркам фильм весьма наивный, да и Рей Милланд  сыграл системного алкоголика не очень убедительно ИМХО (я этот фильм смотрел), но важны были сам факт поднятия этой темы и ее прием зрителями и кинокритиками.

Возвращаясь к "новым" темам общественных дискуссий , я бы назвал еще две, которые до Второй Мировой войны особо никого не волновали - женская эмансипация и права негров. Обе эти группы населения за годы войны проявили себя с самой лучшей и важной стороны, куда с большей, чем в прошлые крупные войны в которых участвовали США - Первую Мировую и Гражданскую,  и теперь требовали к себе куда большего уважения, чем привыкло давать традиционное мускулинное белое мужское общество.

Два "Оскара" достались фильму "Национальный бархат", традиционной "лошадиной драме" и первому фильму в котором главную роль сыграла еще 13 летняя Элизабет Тейлор, партнером которой был сравнительно недавно скончавшийся Мики Руни, звезда подростковго кино 30х, который в те годы пытался (не без успеха) найти себя во взрослом кино.


Бинг Кросби продолжал развивать свой образ продвинутого священника и фильм "Колокола Святой Марии", в котором он снялся с Ингрид Бергман взял "оскара" за Лучший звук и номинации за лучший фильм, лучшую режиссуру, лучшую мужскую роль (Кросби), лучшую женскую роль (Бергман) и лучший монтаж. Думаю, фильм бы получил больше "оскаров", но два года подряд устраивать триумф фильму на морализаторско-церковную тематику академики не решились. Также надо отметить детектив "Завороженный" с Грегори Пеком и все той же Ингрид Бергман, "Цель - Бирма" про американских коммандос с Эроллом Флинном в главной роли (этот фильм стал, возможно, пиком актерской карьеры 37-летнего Флинна, всего через три-четыре года его популярность резко пошла на убыль. В то время актеры не умели следить за собой, поддерживая хорошую физическую форму и к 40 годам бывшие "пожиратели женских сердец" часто превращались в живые развалины). Также надо отметить и один из первых фильмов, снятых в жанре нуар - "Милдред Пирс", за исполнение главной роли в котором Джоан Кроуфорд получила своего единственного "Оскара". Спустя почти 70 лет Кейт Уинслет снимется в телевизионномм ремейке этой мрачной истории. Однако мини-сериал "Милдред Пирс" серьезно отличается от оригинала. Это не нуар, а голимый реализм, да и финал серьезно изменен.

Надо отметить, что в 1946 году на "оскары" номинировалось двое русских. Актер Михаил Чехов (1891-1955) за роль второго плана в детективной ленте "Завороженный" и дирижер и композитор Даниил Амфитеатров (1901-86) за оригинальный саундтрек к драматическому или комедийному фильму за музыку к фильму. Амфитеатров, покинувший Россию в 1921 году, на следущий год еще раз будет номинирован на "Оскара" за музыку к мультфильму  "Песни юга". Всего бывший петербуржец написал музыку к более чем 50 голливудским фильмам.

"Оскара" же за музыку к драматическому или комедийному фильму получил уроженец Будапешта Миклош Рожа (1907-95) за музыку к фильму Хитчкока "Завороженный" - весьма небанальной истории расследования исчезновения врача психиатрической лечебницы, в сьемках которого принял участие Сальвадор Дали.


Для Рожи успех в марте 1946 стал первым, но далеко не последним. Всего на его счету 100 фильмов, 3 "Оскара" (в том числе за "Бен Гур") и пять номинаций, из которых две также пришлись на 1946 год - за музыку к "Потерянному уикенду" и, совместная с Морисом Столлофом за работу в фильме "Песня на память" - биографическом фильме о Фредерике Шопене.

Всего на эту премию претендовали 21 фильм. На второй "музыкальный" "оскар"  - за саундтрек к музыкальному фильму, "всего" 12.  Победу одержал популярный композитор (именно популярный, его песни в исполнении Джуди Гарланд попадали в хит-парад "Биллборд") Джордж Столл (1905-85) за музыку к фильму за музыку к фильму "Поднять якоря", в котором снялись Френк Синатра и Джин Келли, а также несколько анимированных персонажей. Впоследствии Стролл получит еще 9 номинаций на "Оскар".

Комментариев нет:

Отправить комментарий