воскресенье, 20 сентября 2015 г.

Саундтреки - лауреаты премии "Оскар" (Academy Award for Best Dramatic Score, Academy Award for Best Musical Score ). 1947 год


Гарольд Рассел, лауреат премии "Оскар" 1947 года за лучшую мужскую роль второго плана и почётного «Оскара» «за надежду и смелость, вселяемую им товарищам-ветеранам».

13 марта 1947 19-я церемония вручения премий Американской киноакадемии "Оскар" впервые проводилась в Shrine Auditorium, громадном концертном зале вмещавшим 6 300 человек (столько же, сколько помещается в Кремлевском Дворце Съездов). И все эти шесть с лишним тысяч зрителей прекрасно понимали, кто станет главным триумфатором вечера.

Но прежде, небольшое лирическое отступление. В отличии от подавляющего большинства стран мира в то время. чтобы заставить американцев воевать, их надо было убедить в правоте их дела. Мотивации "так прольем же нашу кровь во славу богочестивого императора Людовика" в США не, извините, канали. И рекрутских наборов со сроком службы "пока не сдохнешь" там тоже не было. Мало того, военнослужащие в США, что бывшие, что действующие, были избирателями от которых в конечном итоге зависело будет находиться у власти персонаж, посылающий их на смерть или нет. Именно поэтому в США настолько эффективна пропаганда.

Но войны рано или поздно заканчиваются и встает вопрос адаптации бывших воинов к мирной жизни. И тут был свой , очень серьезный подтекст. Вопрос посттравматического синдрома ветеранов стоял всегда. Но во времена сословных обществ и рекрутских наборов эта проблема вставала редко (с одной стороны, власть имущим было плевать на низшие классы, с другой мало кто из солдат доживал до мирной жизни) и решалась в странах Европы уходом ветеранов в монастырь или сосредоточением их в специальных домах ветеранов (такое было уже в 18м веке в Англии и Франции), где они влачили нищенское существование. Но в США люди служили недолго. Они были лично свободными и не очень то и зависели от государства. И было их не несколько тысяч "капитанов Алатристе", а миллионы. Всерьез тема возвращения ветеранов к мирной жизни впервые возникла после Гражданской войны в США, когда несколько миллионов бывших бойцов армий Севера просто вернулись в свои города и на свои фермы и не смогли быстро адаптироваться и к старым и к новым реалиям. С одной стороны - вроде бы ничего не поменялось (Север война затронула совсем чуть чуть), а с другой многие провели эти четыре года под лозунгом "война все спишет" и "я тебя на войну не посылал". Слава Богу, что Конгресс принял закон о хоумстедах и основную массу излишне пассионарных персон удалось сбагрить на Запад.

Звериная жестокость, проявлявшаяся американскими солдатами в боях с индейцами, в том числе и проявление того самого пост-травматического синдрома. Кроме того, именно в то время начали возникать "кружки по интересам", которые мы хорошо знаем по американским фильмам и телесериалам. В следующий раз американцы пошли на большую войну в 1917. В советской пропаганде утверждается, что они как бы и не воевали. Так, прибыли в последний момент. Но суть в том, что в этот самый "последний момент", когда в бой вступили американские войска, англичане и французы были чудовищно вымотаны, резервов больше не оставалось, а немцы, усиленные переброшенными с Востока дивизиями, медленно и уверенно продавливали фронт Антанты. Всего во Францию было переброшено свыше миллиона американских военнослужащих, из которых за полгода массового участия в боях (впервые в бой американцы вступили в середине декабря 1917, но силами нескольких батальонов своей Первой дивизии. Она на самом деле была Первой. До того в регулярной армии США максимальной боевой единицей была бригада) потеряли почти 120 тысяч убитыми и до 300 тысяч ранеными. Интенсивность потерь почти в два раза превышала таковые во время Гражданской войны. При этом по условиям контракта, солдаты получали сравнительно небольшое жалование, но после войны им была гарантирована выплата весьма приличной по тем временам премии в районе 2000 долларов на человека. Так вот, американское правительство кинуло их. Когда солдаты вернулись , то было объявлено, что денег вот прям сейчас нет и они будут выплачиваться постепенно. Как известно, все это закончилось походом ветеранов на Вашингтон в 1932 году, власти встретили их "с распростертыми объятиями", то есть огнем пулеметов. Деньги оставшимся в живых ветеранам все же заплатили, но было это уже при Рузвельте и выплаты растянулись до начала Второй Мировой войны.

Когда закончилась Вторая Мировая война, подобных ошибок администрация левака-президента Гарри Трумэна допускать не стала. Однако, деньги все вопросы не решали и вопрос адаптации к мирной жизни никуда не делся. Бывшие ветераны считали, что про них забыли, что их заслуги в должной степени не оценены, что на фронте все было просто - вот ты, а вот японцы. А в тылу все сложнее. Впрочем,такая проблема была везде. В СССР ее решали устройством части ветеранов в ВУЗы, спаиванием другой части и съемками пропагандистского дерьма вроде "Кавалера Золотой звезды". Обратился к горячей теме и Голливуд, но в куда более реалистическом ключе.

21 ноября 1946 года на экраны Америки вышел фильм, через 43 года признанный Национальным Культурным достоянием - "Лучшие годы нашей жизни" режиссера Уильяма Уайлера.




Трое солдат возвращаются в родной город с фронтов Второй мировой войны, но не испытывают никакой уверенности в завтрашнем дне. Каждый из них по-своему переживает процесс возвращения к нормальной жизни. Пехотный сержант Эл Стивенсон получает свою прежнюю работу банковского служащего, однако должен вновь привыкать к своей семейной жизни и заново узнавать своих уже почти взрослых детей. Капитан авиации Фред Дерри возвращается к красивой, пустой и неверной жене, думающей только о нарядах и развлечениях. Деньги, накопленные за время службы, быстро кончаются, и он вынужден устроиться продавцом в супермаркете. Моряк Гомер Пэрриш приходит с фронта инвалидом, без обеих рук, и испытывает большие сомнения: восстанавливать прежние отношения со своей невестой Вилмой или отпустить её на свободу... Гомера Пэрриша играл ветеран войны Гарольд Рассел. В 1944 у него в руках взорвалась учебная граната и он потерял кисти рук. В 1945 он поступил в Бостонский университет, в то время он снялся в фильме, посвященном реабилитации ветеранов-инвалидов и был замечен Уайлдером, который сразу же пригласил его сниматься в картине о ветеранах. Рассел стал единственным человеком, получившим два "Оскара" в один день и первым непрофессиональных актером получившим эту премию. Всего таких за всю историю церемоний было только двое. У Рассела была очень интересная судьба, но пост не резиновый и я расскажу ее как нибудь в другой раз. Ладно - пара слов. Он единственный обладатель премии "Оскара", который сумел продать статуэтку. Вот так вот.

"Лучшие годы моей жизни" получили 8 "Оскаров" - за лучший фильм, лучшую режиссуру, лучшую мужскую роль первого плана, лучшую мужскую роль второго плана, лучшую женскую роль второго плана, лучший сценарий, лучшую музыку к драматическому или комедийному фильму и за выдающиеся заслуги, которую получил Рассел.

Итак, "Оскар" за лучший саундтрек к драматическому или комедийному фильму получил  Хьюго Фридхофер, записавший музыку к "Лучшим годам нашей жизни". Надо отметить, церемония 1947 года была первой, в которой был произведен очень придирчивый отбор номинантов. Никаких двух десятков претендентов уже не было. У Фридхофера было всего 4 конкурента. Также 5 претендентов было и в номинации "Лучший саундтрек к музыкальному фильму".

Музыка у "Лучших лет нашей жизни" и в правду замечательная. Этот "Оскар" стал для Фридховера (1901-81) единственным, хотя у него было еще 7 номинаций.

"Оскара" за музыку к музыкальному фильму получил Марк Столофф за работу в байопике "История Джолсона", посвященном первой звезде звукового кино, выходцу из Российской империи Асе Ёлссону (1886-1950). В фильме его сыграл Ларри Паркс (1914-75).


Этот "Оскар" стал вторым для Столлофа. Первый , напомню, он получил в 1944 за музыку для фильма "Девушка с обложки". Будет еще одна победа (1960 год) и 14 номинаций.

.................................................................
Вводная. Отец - агент ЦРУ, мать - простая домохозяйка, дочь - оторва, сын - еще больший сорванец и кроме того, дома у этой странной семейки живет инопланетянин. И так 12 сезонов мультипликационного телесериала "Американский папаша" подряд. Смотрите тут один из самых смешных мультиков в истории мировой мультипликации.




Комментариев нет:

Отправить комментарий